Казахстанцы, желающие стать наставниками для детей сирот, должны пройти обучение: утверждены правила

07.05.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Ребенок с игрушкой Фото: pexels
Читайте нас в:

Министр просвещения РК приказом от 29 апреля 2025 года утвердил требования к содержанию программы обучения, Правила организации обучения лиц, желающих стать наставниками, и формы сертификата о прохождении такого обучения, сообщает prosud.kz.

Правилами организации обучения лиц, желающих стать наставниками, определены следующие понятия:

  • организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – организация образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
  • наставник для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, – совершеннолетний гражданин РК, осуществляющий наставничество на основании типового договора о наставничестве;
  • организация по наставничеству – некоммерческая организация, осуществляющая на безвозмездной основе на территории РК деятельность по организации наставничества над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшими десятилетнего возраста.

Обучение лиц, желающих стать наставниками, осуществляется организациями по наставничеству, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств указанных организаций.

При этом организации по наставничеству и организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывают и утверждают программу обучения лиц, желающих стать наставниками, в соответствии требованиями, установленными настоящим приказом.

Граждане, желающие стать наставниками, обращаются с письменным заявлением в произвольной форме о прохождении обучения в Организацию и предоставляют следующие документы:

  • письменное уведомление органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, о необходимости прохождения обучения;
  • документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);
  • заявление о согласии на сбор и обработку персональных данных;
  • письменное согласие на диагностику и психологическое тестирование для оценки психологической готовности к осуществлению наставничества (в произвольной форме).

При предоставлении полного перечня документов Организация проводит с лицом, желающим стать наставником, собеседование и заполняет на него анкету, разработанную и утвержденную Организацией.

После собеседования с письменного согласия проводится диагностика и психологическое тестирование лица, желающего стать наставником, для оценки психологической готовности к осуществлению наставничества.

Организация заключает с лицом, желающим стать наставником, договор об обучении, который содержит следующие условия:

  • содержание программы, процесс и сроки обучения;
  • права и обязанности Организации и лица, желающего стать наставником;
  • основания прекращения договора.

После прохождения обучения в полном объеме лицо, желающее стать наставником, проходит тестирование на интернет-ресурсе Организации, проходной балл которого составляет не менее 70 % от общего количества тестовых заданий.

При достаточном количестве баллов Организация выдает лицу, желающему стать наставником, сертификат о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками либо электронную версию сертификата посредством отправки на электронную почту лица, желающего стать наставником, в течение 3 рабочих дней.

При недостаточном количестве баллов Организация в течение 1 рабочего дня со дня сдачи тестирования дает лицу, желающему стать наставником, мотивированный отказ (в произвольной форме) в выдаче сертификата.

Организация уведомляет лицо, желающее стать наставником, о предварительном решении об отказе, а также о времени и месте (способе) проведения заслушивания для предоставления лицу, желающему стать наставником, возможности выразить позицию по предварительному решению.

Организация уведомляет лицо, желающее стать наставником, о заслушивании не менее чем за 3 рабочих дня до завершения срока рассмотрения заявления.

Возражения к предварительному мотивированному решению об отказе можно представить в срок не позднее 2 рабочих дней со дня получения отказа.

Порядок обжалования решения регулируется АППК РК.

Правилами установлено, что гражданину, желающему стать наставником, предоставляется возможность повторно пройти обучение и сдать тестирование после прохождения обучения в полном объеме.

Учет выдачи сертификатов осуществляется Организацией путем их регистрации в журнале учета выдачи сертификатов о прохождении обучения лиц, желающих стать наставниками.

Организация формирует на наставника личное дело, содержащее документы и материалы, свидетельствующие о прохождении им обучения, результаты диагностики и психологического тестирования.

Также документом установлены Требования к содержанию программы обучения лиц, желающих стать наставниками.

Программа обучения лиц, желающих стать наставниками, состоит из восьми модулей и одного тренинга:

  • Модуль "Общая информация о наставничестве и его видах";
  • Модуль "Особенности воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • Модуль "Кто такой наставник?";
  • Модуль "Особенности подросткового возраста";
  • Модуль "Взаимодействие в процессе наставничества";
  • Модуль "Конфликты и их решение";
  • Модуль "Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества";
  • Модуль "Важные темы в общении наставника с ребенком";
  • Тренинг "Школа наставников".

Каждый модуль содержит видеолекцию и электронное учебное пособие.

На изучение одного модуля отводится не менее одного академического часа в день, один академический час составляет 60 минут.

Продолжительность обучения лиц, желающих стать наставниками, не превышает двух недель.

Тренинг "Школа наставников" проводится после завершения лицами, желающими стать наставниками, самостоятельного изучения программы обучения и включает в себя изучение следующих тем:

  • знакомство лиц, желающих стать наставниками со специалистами организаций по наставничеству, выполнений арт-упражнений;
  • опросник на выявление мотивации стать наставником;
  • изучение особенностей воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, заполнение опросников;
  • возможные трудности в процессе наставничества, разбор кейсов;
  • общение с ребенком, моделирование встреч с ребенком через арт-упражнения;
  • опыт наставников, презентация историй действующих наставников;
  • завершение, обратная связь.

Продолжительность тренинга составляет восемь академических часов.

Приказ вводится в действие с 16 мая.