Как работает служба психолого-педагогического сопровождения в школах и колледжах: утверждены правила

Министр просвещения РК приказом от 29 апреля 2025 года утвердил Правила деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в организациях образования, сообщает prosud.kz.
Под психолого-педагогическим сопровождением в правилах понимается системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социальные и психолого-педагогические условия для успешного обучения и развития обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, на основе оценки особых образовательных потребностей.
Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) организуется:
- на уровне начального образования – поддержка обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в развитии и укреплении познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и саморегуляции при адаптации к учебной деятельности, социализации и формировании творческих способностей каждого обучающегося;
- на уровне основного среднего образования –адаптация к новым условиям обучения, развитие активной познавательной и учебной деятельности обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития, самосознания и самоопределения, формирование устойчивости к познавательным процессам и социализации;
- на уровне общего среднего образования – оказание помощи обучающимся, в том числе детям с особыми образовательными потребностями в личностной идентичности, профессиональном самоопределении, содействие развитию способности целеполагания и принятия самостоятельных решений, формированию устойчивого мировоззрения и социализации;
- на уровне технического и профессионального образования, послесреднего образования – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, получения профессии и социализации.
СППС является коллегиальным органом организации образования, ответственным за обеспечение психологического благополучия обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, формирование их учебной мотивации, успеваемости, творческой самореализации, профессиональную ориентацию, оказание психолого-педагогического сопровождения участникам образовательного процесса.
В состав СППС, утверждаемой руководителем организации образования, входят заместители руководителей, педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, педагоги-ассистенты, педагоги-профориентаторы.
Координируют деятельность СППС заместители руководителей организации образования.
Деятельность СППС осуществляется с учетом:
- соблюдения профессиональной этики;
- эмпатии и уважения к личности обучающихся;
- индивидуальных, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся;
- интеграции психологических и педагогических знаний, применения основ педагогической психологии;
- конфиденциальности информации с соблюдением прав и интересов обучающихся;
- исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся;
- научности, комплексности, последовательности, поэтапности и непрерывности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе.
Деятельность специалистов СППС включает диагностическое, консультативное, развивающее (коррекционное), психолого-педагогическое просвещение и организационно-методическое направления.
Диагностическое направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, психолого-педагогическое изучение обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социализации;
Консультативное направление предусматривает:
- индивидуальную и групповую деятельность, в форме оказания помощи участникам образовательного процесса: в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений;
- решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;
- помощь родителям или иным законным представителям в вопросах воспитания и развития обучающихся, в том числе детям с особыми образовательными потребностями;
Развивающее (коррекционное) направление предусматривает индивидуальную, подгрупповую, групповую работу с обучающимися, в том числе детьми с особыми образовательными потребностями по формированию образовательного пространства, мотивации к обучению, а также развитию знаний, умений и навыков, возможностей и способов их приобретения и проявления в воспитательно-образовательной, учебной и познавательной деятельности. Включает организацию работы педагогов по выявлению и преодолению трудностей в воспитании, обучении и поведении обучающихся, выявляемых в ходе оценки особых образовательных потребностей на основе комплексного взаимодействия специалистов СППС (педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, педагоги-ассистенты);
Психолого-педагогическое просвещение предусматривает:
- содействие личностному профессиональному росту, самоопределению обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, педагогов;
- содействие формированию потребности у педагогов, родителей или иных законных представителей в психолого-педагогических знаниях и желании использовать их для исключения затруднений в обучении, воспитании и развитии обучающихся (классные часы, семинары, родительские собрания, педагогические советы, интерактивные методы и лектории для педагогов и родителей или иных законных представителей);
Организационно-методическое направление предусматривает проведение организационно-методической и научно-методической работы:
- мониторинг условий образовательной и развивающей среды, анализ результатов социального, психолого-педагогического сопровождения и разработка рекомендаций по его сопровождению, выработка междисциплинарного подхода в сопровождении обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями;
- изучение передовых инновационных технологий психолого-педагогического, социального сопровождения в организациях образования, организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению технологиями психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями:
- с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами;
- с барьерами социально-психологического, экономического, языкового и культурного характера;
- с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется:
- для обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, в процессе занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам педагогами, а также педагогами-психологами, социальными педагогами на основе оценки особых образовательных потребностей;
- для детей с ограниченными возможностями в процессе занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам педагогами, а также специальными педагогами, психологами, социальными педагогами, педагогами-ассистентами на основе оценки особых образовательных потребностей и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций (далее - ПМПК).
Психологическая диагностика, консультирование и тренинги (групповые, индивидуальные) с обучающимися, в том числе лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями проводятся с письменного согласия родителей или иных законных представителей.
Содержание психолого-педагогического сопровождения для детей с особыми образовательными потребностями, включает комплекс мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных факторов, улучшение учебных достижений, развитие личностных и социальных навыков, а также содействие социализации:
- реализация индивидуального подхода в воспитании и обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
- организация дополнительных занятий (включая занятия по преодолению языковых и культурных барьеров) за счет вариативного компонента типового учебного плана;
- индивидуальная работа с педагогом-психологом, социальным педагогом;
- профориентационная работа;
- оказание социальной помощи;
- организация досуговой деятельности;
- работа с родителями или иными законными представителями.
Содержание психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями включает следующие социальные и психолого-педагогические условия:
- адаптацию общеобразовательных учебных программ, составление индивидуальных программ развития, индивидуальных учебных планов и программ;
- изменения способов оценивания результатов воспитания и обучения (достижений обучающегося);
- использование вариативных, специальных и альтернативных методов воспитания и обучения. Форма или способ применения методов воспитания и обучения адаптируются под индивидуальные особенности обучающегося (уменьшение объема и количества заданий, сокращение или увеличение времени на выполнение заданий, упрощение учебных заданий, использование коротких и поэтапных инструкций, проговаривание заданий вслух, предоставление образцов выполнения заданий, таблицы, справочные материалы);
- подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов. Специальные учебники, рабочие тетради и учебные материалы предназначенные для детей с нарушениями зрения (книги с укрупненным шрифтом, учебные пособия для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля; рельефные рисунки, схемы, специальные муляжи), опорно-двигательного аппарата (прописи с крупным шрифтом), слуха (учебные пособия с использованием символов (жестовой речи), видеоматериалы с титрами, учебные компьютерные программы), нарушениями интеллекта (учебники и учебно-методические комплексы, изданные для специальных школ соответствующего вида);
- создание безбарьерной среды и адаптация места обучения для обеспечения физического доступа в организацию образования для детей с ограниченными возможностями: с ограниченной мобильностью (подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул), места общего пользования (туалет, столовая), с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих) (тактильные дорожки, тактильные указатели, перила), с нарушением слуха (визуальные таблицы, звукоусиливающая аппаратура). Адаптация учебного места предполагает приспособление среды обучения под индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями (физические особенности (слух, зрение), поведенческие особенности);
- использование оборудования и мебели в соответствии с Нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования.
- оказание специальной психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями (педагогом-психологом, специальным педагогом, педагогом-ассистентом) на основе заключений и рекомендаций ПМПК.
На одного специального педагога в ходе психолого-педагогического сопровождения в организации образования количество детей с ограниченными возможностями составляет не более 12-14 детей.
Педагог-ассистент осуществляет индивидуальное сопровождение одного обучающегося с учетом его учебной нагрузки.
Для проведения подгрупповых (2-4 ребенка), групповых (6-8 детей) занятий специальные педагоги объединяют детей с ограниченными возможностями по принципу идентичности нарушений в развитии. Количество индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий в неделю для детей с ограниченными возможностями устанавливается с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Приказ вводится в действие с 16 мая.