Дистанционное и онлайн-обучение в школах и колледжах: обновлены правила организации

12.05.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Ноутбук, онлайн-обучение Фото: pixabay
Читайте нас в:

Министр просвещения приказом от 2 мая 2025 года утвердил правила организации учебного процесса по дистанционному обучению в организациях среднего, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования и в форме онлайн-обучения, сообщает prosud.kz.

Поправками обновлены:

  • Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению в организациях среднего, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, в том числе при неблагоприятных погодных метеоусловиях, а также при введении чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), при объявлении чрезвычайных ситуаций;
  • Правила организации учебного процесса в форме онлайн-обучения в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

Также документ дополнен новым приложением, которое определяет требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения.

Как организован учебный процесс по дистанционному обучению в школах и колледжах

Дистанционное обучение в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (ТиППО), за исключением организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ медицинского, фармацевтического и педагогического образования, предоставляется в случаях:

  • неблагоприятных погодных метеоусловиях;
  • введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций;
  • наличия заключения врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья обучающегося;
  • участия обучающихся в международных, республиканских учебно-тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах и фестивалях;
  • заявления родителей или иных законных представителей.

Дистанционное обучение осуществляется при взаимодействии участников образовательного процесса на расстоянии независимо от их места нахождения, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств.

При организации дистанционного обучения в организациях среднего образования:

  • организация среднего образования предоставляет обучающемуся Типовые учебные программы по учебным предметам, календарно-тематические планы, учебники, графики проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ), текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации;
  • родители или иные законные представители самостоятельно организуют учебные занятия обучающегося и его социализацию через дополнительное образование (секции, спорт, творческие, образовательные кружки);
  • обучающийся осваивает учебные программы соответствующего уровня образования, своевременно проходит текущую (СОЧ), промежуточную и итоговую аттестацию в организации среднего образования в очном формате по месту нахождения организации среднего образования, где он закреплен;
  • по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации педагогический совет принимает соответствующее решение о продлении дистанционного обучения обучающегося или переводе его на традиционный формат обучения;
  • в процессе обучения обучающийся обращается по слабоусвоенным темам к учителям-предметникам, в других случаях при необходимости к школьному психологу, медицинскому работнику, инспектору по делам несовершеннолетних, социальному педагогу организации среднего образования;
  • обучающийся участвует в спортивных и школьных и внешкольных мероприятиях организации образования;
  • организация среднего образования, за которой закреплен обучающийся обеспечивает ему бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой.

При очной форме обучения в организациях ТиППО допускается перевод на дистанционное изучение не более 20% от общего объема академических часов/кредитов за весь период обучения в соответствии с рабочим учебным планом, за исключением академических часов/кредитов, предусмотренных на организацию производственного обучения и профессиональную практику.

При заочной или вечерней форме обучения, а также обучения в форме экстерната в организациях ТиППО допускается перевод на дистанционное изучение не более 20% от общего объема академических часов/кредитов за весь период обучения в соответствии с рабочим учебным планом, за исключением академических часов/кредитов, предусмотренных на организацию производственного обучения и профессиональную практику.

Дистанционное обучение при неблагоприятных погодных метеоусловиях направлено на охрану жизни и здоровья обучающихся.

Для организации дистанционного обучения при неблагоприятных погодных метеоусловиях областные, городов Астана, Алматы и Шымкент управления образования, районные (городские) отделы образования до начала учебного года утверждают:

  • показатели неблагоприятных погодных метеоусловий, при которых в организациях образования занятия переводятся на дистанционное обучение в соответствии с географическими, климатическими условиями региона, а также с учетом возрастных особенностей, обучающихся по согласованию с территориальными заинтересованными государственными органами;
  • систему своевременного оповещения родителей и обучающихся о переходе на дистанционное обучение в связи с неблагоприятными погодными метеоусловиями, с учетом местных особенностей, указанием ответственных лиц, форм и методов своевременного оповещения.

Информация об объявлении о переходе на дистанционное обучение при неблагоприятных погодных метеоусловиях предоставляется для населения государственными органами управления образованием:

  • на местных телевизионных и радиоканалах;
  • на официальных сайтах образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • на страницах социальных сетей и мессенджерах образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • через классных руководителей.

Оповещение об организации учебного процесса по дистанционному обучению при неблагоприятных погодных метеоусловиях производится:

  • с 06.45 до 08.00 часов – для первой смены,
  • с 11.15 до 13.00 часов – для второй и третьей смены.

При дистанционном обучении в организациях среднего образования:

  • ведется строгий учет обучающихся, подключившихся на занятия в дни организации учебного процесса по дистанционному обучению, доводится информацию о количестве обучающихся до руководителя организации образования;
  • обеспечивается организованный уход обучающихся домой после окончания занятий в сопровождении родителей или иных законных представителей;
  • обеспечивается размещение в дневниках учащихся информации и доведение до сведения родителей (законных представителей) Правил организации учебного процесса по дистанционному обучению в дни неблагоприятных погодных метеоусловий;
  • обеспечивается информирование родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей в дни организации учебного процесса, в том числе об условиях применения дистанционных форм обучения и самостоятельной работы обучающихся.

Дистанционное обучение в случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций организуется на основании приказа управления образования областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента.

Организации образования обеспечивают условия для организации дистанционного обучения и доступ обучающихся к системе управления обучением с подключением к сети Интернет.

Дистанционное обучение, при наличии заключения врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья обучающегося осуществляется по заключению врачебно-консультационной комиссии.

Учебные занятия для обучающихся, имеющих временные ограничения возможностей здоровья, и не имеющих возможности регулярно посещать организации ТиППО, организуются посредством асинхронного и/или синхронного формата обучения и путем самостоятельного освоения учебных материалов по решению организации образования.

Дистанционное обучение по заявлению родителей или иных законных представителей организуется:

  • в организациях среднего образования решением педагогического совета и попечительского совета, на основании показателей успеваемости, наличии условий для дистанционного обучения, с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, заключения школьного психолога, акта обследования материально-бытового положения семьи;
  • в организациях ТиППО на основании решения педагогического или методического (учебно-методического либо научно-методического) совета.

Как организован учебный процесс в форме онлайн-обучения в колледжах

Прием обучающихся на онлайн-обучение осуществляется организациями технического и профессионального, послесреднего образования (ТиППО). Образовательные программы онлайн-обучения разрабатываются организациями ТиППО

Производственное обучение и профессиональная практика, лабораторные работы и практические занятия проводятся полностью или частично на базе предприятия или организации образования (в зависимости от специфики образовательной программы).

При проведении практических занятий в организации ТиППО, предусматривается использование виртуальных лабораторий, симуляторов, тренажеров, позволяющих обучающимся осваивать профессиональные компетенции.

Организациями ТиППО проводится текущий контроль успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации определяется организацией ТиППО самостоятельно. При проведении промежуточной и итоговой аттестации в форме онлайн-обучения применяется онлайн прокторинг.

Организация ТиППО обеспечивает доступ к информационно-коммуникационным технологиям и Интернету для взаимодействия между педагогом и обучающимся вне зависимости от пространственного и временного расстояния.

Мониторинг и анализ эффективности образовательного процесса производится организацией образования путем отслеживания цифрового следа обучающегося и педагога.

Мониторинг за соблюдением дисциплины в процессе освоения образовательной программы, посещаемости, логирования, контроль за ходом изучения материалов, своевременного выполнения заданий и оценивания осуществляется через цифровой след обучающегося.

Для технического сопровождения лиц, поступающих на онлайн-обучение и обучающихся с момента приема до выпуска организация ТиППО обеспечивает:

  • доступность и бесперебойную работу цифровой инфраструктуры и объектов информатизации, мобильных приложений, задействованных в онлайн-обучении;
  • функционирование программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего студийное производство онлайн-курсов, цифровых образовательных ресурсов, с лицензионным программным обеспечением и выделенным помещением;
  • информационную безопасность цифровой инфраструктуры и объектов информатизации, задействованных в онлайн-обучении.

Требования к колледжам по предоставлению дистанционного обучения и в форме онлайн-обучения

К организациям образования, реализующим учебные программы среднего, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, устанавливаются следующие требования по предоставлению дистанционного обучения и в форме онлайн-обучения:

  • наличие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств, обеспечивающих подключение к сети Интернет для организации учебной деятельности;
  • наличие средств оперативного доступа к информационным ресурсам, цифровым ресурсам;
  • наличие системы управления обучением;
  • заполнение документов, обязательных для ведения педагогами;
  • наличие у педагогов организаций образования сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий;
  • обеспечение учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами;
  • наличие образовательной программы ТиППО, внесенной в Реестр образовательных программ по соответствующей специальности;
  • соблюдение минимальных требований к объектам информатизации в области образования в соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона.

Приказ вводится в действие с 19 мая.