Минюст обновил правила разработки и госрегистрации НПА

Вчера, 15:28
Автор материала: Эльмира Караева
Государственная служба, госслужба, госслужащий, госслужащие, государственный аппарат, госаппарат Фото: пресс-служба Сената Парламента РК
Читайте нас в:

Министр юстиции приказом от 30 мая 2025 года утвердил в новой редакции Правила разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, также изменены Правила ведения Госреестра и Эталонного контрольного банка НПА, сообщает prosud.kz.

Правила определяют порядок разработки, согласования, государственной регистрации нормативных правовых актов (НПА).

Разработка и согласование проектов НПА, не подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, осуществляется с учетом требований закона и настоящих Правил, в части размещения разработанных проектов НПА на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, получения рекомендаций общественного совета, экспертных заключений НПП "Атамекен" и членов экспертного совета, иных предусмотренных законодательством заключений, направления, в том числе в виде реквизитов, на официальное опубликование в Эталонный контрольный банк НПА Республики Казахстан, а также с уведомлением органов юстиции о принятии таких актов.

Наличие компетенции на принятие НПА в вышестоящем законодательстве является основным условием для инициирования разработки НПА.

При этом компетенция на принятие НПА определяется с учетом пункта 1 статьи 24 и пункта 3 статьи 34 Закона.

Государственный орган-разработчик до размещения разработанного проекта НПА проводит оценку возможных общественно-политических, правовых, информационных и иных последствий его принятия.

Условием разработки нормативного правового акта о признании утратившим силу является одно или несколько из следующих случаев:

  • признание утратившим силу НПА вышестоящего уровня либо исключение из него отдельных норм, для реализации которых принят НПА;
  • принятие нового НПА, если положения НПА противоречат включенным в новый НПА нормам права или поглощаются ими;
  • НПА, дублирующие нормы права других НПА и не содержащие новых норм права.

В случае, когда НПА разрабатывается и утверждается разными органами, то разработчик после прохождения предрегистрационной государственной юридической экспертизы проекта в органах юстиции передает проект уполномоченному на принятие НПА органу.

Иные органы, организации и граждане вносят предложения по разработке проектов НПА или передают на рассмотрение органов-разработчиков инициативные проекты.

Органы-разработчики могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов НПА или признать их дальнейшую разработку и принятие нецелесообразными. НПА разрабатываются на казахском и русском языках.

Качество разработки проектов НПА, соблюдение норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, аутентичность текстов на всех этапах разработки, согласования, предрегистрационной государственной юридической экспертизы, а также на казахском и русском языках обеспечиваются государственными органами-разработчиками.

Требования к оформлению и содержанию НПА в целом не изменились.

При ссылке на абзацы и части их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью).

При ссылке на НПА на казахском языке указываются в следующей последовательности: его заголовок, дата принятия, регистрационный номер и форма этого НПА.

При ссылке на НПА на русском языке указываются в следующей последовательности: его форма, дата принятия, регистрационный номер и заголовок этого НПА.

При ссылке на НПА, прошедший государственную регистрацию, в тексте дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в реестре государственной регистрации НПА.

Аналогичным образом указываются реквизиты в тексте НПА, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений в НПА, прошедшие государственную регистрацию, а также признание их утратившими силу.

Структурный элемент НПА может быть дополнен примечанием, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте НПА без ущерба для смысла нормы права.

Все изменения или дополнения, вносимые в один и тот же НПА, предусматриваются одним пунктом или подпунктом. НПА, в которые вносятся изменения и (или) дополнения, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия.

При идентичных датах принятия НПА указываются в соответствии с их регистрационными номерами.

В структуру НПА могут включаться приложения (графики, таблицы, схемы, карты, перечни и другие неотъемлемые части).

Если в НПА имеются ссылки на приложения, то указываются номера приложений, присваиваемые в порядке упоминания приложений в тексте акта, за исключением случаев, когда к НПА имеется одно приложение.

Ссылка на приложение должна соответствовать названию самого приложения.

К проекту нормативных правовых актов разрабатываются:

  • пояснительная записка. Государственный орган-разработчик обеспечивает подробную и достоверную информацию по всем пунктам пояснительной записки.
  • сравнительная таблица прежней и новой редакции и указанием аргументированных обоснований, ссылок на нормы вышестоящих НПА, поручения вышестоящих государственных органов по каждому вносимому изменению и (или) дополнению и их выделением (в случае внесения изменений и (или) дополнений в действующий НПА).

Проект НПА согласовывается руководителем юридической службы (лицом, исполняющим обязанности) государственного органа-разработчика посредством ЭЦП, а в случае отсутствия юридической службы-руководителем соответствующего структурного подразделения (лицом, исполняющим обязанности), определенного ответственным за согласование соответствующего проекта НПА, либо лицом, исполняющим функции юриста.

Проекты НПА, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции, после согласования всеми заинтересованными государственными органами и организациями подлежат обязательной предрегистрационной государственной юридической экспертизе в органах юстиции.

На государственную регистрацию в органы юстиции НПА представляется в виде электронного документа в следующих частях:

  • содержательная часть нормативного правового акта на электронном бланке в формате *docx;
  • содержательная часть прилагаемых файлов в форматах, предусмотренных Правилами документирования;
  • реквизитная часть посредством сформированной электронной регистрационной контрольной карточки.

По результатам юридической экспертизы орган юстиции в течение 5 рабочих дней после дня поступления НПА принимает одно из решений:

  • зарегистрировать;
  • вернуть на доработку;
  • отказать в регистрации.

Дата и номер государственной регистрации в ИП ГО (ИСН) автоматически присваиваются НПА при принятии решения о государственной регистрации такого акта министром юстиции РК или его заместителем (вице-министром), и отражаются в электронной регистрационной контрольной карточке.

Как и ранее, правилами установлено применение принципов "умного регулирования" и Аджайл (Agile) при разработке, согласовании и государственной регистрации НПА, в этой части документ остался без изменений.

Помимо этого, вносятся поправки в Правила ведения Государственного реестра нормативных правовых актов РК, Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов.

Нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств центральных государственных органов, нормативные правовые постановления ЦИК, ВАП, Нацбанка РК и иных центральных государственных органов, нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции направляются в ИЗПИ посредством информационной системы согласования проектов НПА (ИССП) в электронном виде, на казахском и русском языках, автоматически в течение одного дня с момента их внесения в Реестр государственной регистрации НПА.

В случае отсутствия доступа к ИССП нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РК, направляются государственными органами-разработчиками в ИЗПИ в бумажном и электронном виде в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации в одном экземпляре на казахском и русском языках, заверенные печатью государственного органа и удостоверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, указанные в статье 35 Закона.

НПА, не подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции, направляются государственными органами в ИЗПИ в электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня их подписания на казахском и русском языках, удостоверенные ЭЦП лица, уполномоченного подписывать НПА.

Акты с пометками "Для служебного пользования", "Без опубликования в печати", "Не для печати" в течение десяти календарных дней со дня подписания на казахском и русском языках, удостоверенные ЭЦП лица, уполномоченного подписывать НПА, направляются государственными органами в ИЗПИ в электронном виде в виде реквизитов.

Приказ введен в действие с 5 июня.

Мы сообщали, что минюст обновил перечень НПА, не подлежащих государственной регистрации.