Развитие киберспорта в Казахстане: утверждена Концепция

Сегодня, 15:04
Автор материала: Эльмира Караева
Джойстик в руках, монитор, геймер, киберспорт Фото: pexels
Читайте нас в:

Правительство приняло постановление от 2 июня 2025 года "Об утверждении Концепции развития киберспорта в Республике Казахстан на 2025-2029 годы", сообщает prosud.kz.

Текущее состояние

Казахстан активно развивает киберспорт, делая его не только частью национальной культуры, но и важной составляющей экономики. Вложение в инфраструктуру, образовательные программы, а также международное сотрудничество создает мощную основу для устойчивого развития этой отрасли. Казахстан имеет все шансы занять одно из ведущих мест на мировой киберспортивной арене в ближайшие годы.

В стране проводится ряд соревнований по киберспорту. Среди них:

  • кубок Республики Казахстан (КРК) – ежегодное национальное киберспортивное соревнование, обладающее статусом официального спортивного мероприятия;
  • чемпионат РК по киберспорту.
  • дважды в год проводится турнир Qazaqstan Qyzmet Cyber Cup (далее – QQCC) – специализированный турнир по EA SPORTS FC на платформе Sony PlayStation, организуемый для государственных служащих, сотрудников национальных компаний и субъектов квазигосударственного сектора.

Одной из главных проблем в вопросе развития киберспорта в Казахстане является отсутствие финансовой стабильности. Низкая финансовая заинтересованность в казахстанском киберспорте является следствием недостаточного развития отрасли, низкой платежеспособности населения, ограниченного объема текущего и потенциального рынка, высокой стоимости привлеченных финансовых ресурсов и отсутствием долгосрочного финансирования.

Видение развития киберспорта

Одними из ключевых направлений развития киберспорта в РК на 2025-2029 годы станут создание и развитие региональных, студенческих и школьных киберспортивных лиг, которые станут основой для устойчивой и масштабной экосистемы, способной выявлять, продвигать талантливых игроков из всех уголков страны.

Лиги охватят популярные киберспортивные дисциплины:

  • Counter-Strike 2 (CS2);
  • Dota 2;
  • PUBG Mobile;
  • Mobile Legends: Bang Bang (MLBB).

Для этого необходимо создание условий развития спортсменов. Это включает в себя строительство специализированных арен и тренировочных баз, где игроки могут совершенствовать свои навыки.

Основные принципы и подходы развития киберспорта в стране :

  • интеграция с системой образования в ОВПО (поддержка дополнительных образовательных программ (minor), развитие студенческих и школьных лиг);
  • конкуренция через регламентирование системы рейтинга спортсменов, проведение спортивных соревнований;
  • государственно-частное партнерство с целью привлечения инвестиций;
  • профессионализация отрасли по аналитике, менеджменту, судейству и другим направлениям;
  • проведение научных исследований в области психологии, физиологии, образования и экономики киберспорта с внедрением аналитики данных в тренировочный процесс;
  • развитие инфраструктуры (построение киберспортивных арен, студий трансляции, тренировочных баз, поддержка как любительских, так и профессиональных компьютерных клубов).

В условиях ограниченного финансирования развитие киберспорта станет возможным благодаря помощи со стороны коммерческих компаний, среди которых:

  • представители электронной индустрии (производители техники и оборудования);
  • телекоммуникационные операторы;
  • букмекерские конторы, активно участвующие в продвижении киберспорта, другие бренды, связанные с цифровыми технологиями и молодежной аудиторией.

Плановое обеспечение широкого доступа к высокоскоростному Интернету играет ключевую роль в развитии киберспорта и цифровой экономики в целом.

Одним из ключевых факторов развития киберспорта в Казахстане является улучшение интернет-инфраструктуры особенно в плане наличия локальных серверов для популярных игр. В последние годы значительно расширена сеть казахстанских серверов, что решает проблему задержки передачи данных и улучшает качество игры для пользователей страны.

Более того, проведение крупных международных киберспортивных соревнований на территории РК будет способствовать развитию спортивного туризма, узнаваемости страны и стимулировать приток иностранных инвестиций.

В этой связи представляется целесообразным заключение соглашений о сотрудничестве с мировыми киберспортивными организациями с целью обмена опытом и установления партнерских отношений с ведущими международными брендами и организациями.

Также необходимо уделить внимание развитию онлайн-платформ в целях трансляции киберспортивных мероприятий, а также телевизионного контента (передачи, шоу), направленного на освещение киберспортивной тематики. Проведение целевых информационно-рекламных кампаний в медиа и социальных сетях должно способствовать формированию положительного общественного мнения и увеличению вовлеченности в киберспорт.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению равного доступа к участию в киберспортивной деятельности для различных категорий граждан, в том числе молод ежи, проживающей в сельской местности и отдал енных регионах.

Для достижения указанных целей необходимо проведение соревнований с открытым участием, где могут принимать участие команды сопредельных регионов и стран. Это повысит социальную интеграцию и будет расширять формы интеллектуального и культурного киберспортивного досуга. Кроме того, в целях содействия здоровому образу жизни целесообразно поддерживать инициативы, направленные на сочетание физической активности и цифровых технологий, в частности, посредством развития игр с применением технологий дополненной и виртуальной реальности.

Планируемые результаты к 2029 году:

  • увеличение числа ОВПО, предлагающих программы и курсы по киберспорту.
  • увеличение числа публикаций и материалов о киберспорте в СМИ и на цифровых платформах.
  • увеличение количества зрителей и участников киберспортивных соревнований в Казахстане.
  • участие казахстанских команд в мировых киберспортивных соревнованиях по ключевым дисциплинам (2025 – CS 2, Dota 2, PUBG, 2026 – CS 2, Dota 2, E-football, 2027 – CS 2, Dota 2, PUBG Mobile, 2028 – Dota 2, CS 2, 2029 – Dota 2, CS 2, E-football).
  • обеспечение роста числа киберспортивных клубов и организаций в Казахстане.

Постановление введено в действие со 2 июня.