Как будут распределяться субсидии на развитие племенного животноводства

Вчера, 12:58
Автор материала: Эльмира Караева
Корова и теленок на лугу Фото: pixabay
Читайте нас в:

Министр сельского хозяйства РК приказом от 4 июня 2025 года внес изменения в Правила субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, сообщает prosud.kz.

Основной целью субсидирования является развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства, включая повышение доступности племенных животных, продукции (материала) и услуг, а также удешевление затрат на производство производимой животноводческой продукции.говорится в дополнении к правилам.

Формирование и распределение объемов субсидий осуществляются МИО (услугодателями) согласно видам и нормативам субсидий, установленным в приложении 1 к настоящим Правилам, в рамках выделенных бюджетных средств на соответствующий финансовый год, с учетом:

  • информации, представляемой местными исполнительными органами районов/городов о потребности объемов субсидий на текущий год;
  • итоговых данных об освоенных объемах субсидий в предыдущем году;
  • региональных особенностей;
  • преобладающей специализации сельскохозяйственного производства в регионе, включая импортозависимые направления, определяемой количеством и долей предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

Объемы субсидий определяются путем умножения количества единиц (голов, килограмм, доз, штук) на соответствующий норматив субсидий.

При наличии задолженности по неисполненным обязательствам перед товаропроизводителями, образовавшейся в результате невыплаты субсидий по поданным и одобренным заявкам в предыдущем финансовом году, соответствующая сумма задолженности подлежит включению в расчет при планировании объема субсидий на текущий финансовый год.

Общий объем потребности в субсидиях по всем направлениям субсидирования определяется путем суммирования потребностей по каждому виду субсидий.

Предлагаемые объемы субсидий с приложением решения маслихата об утверждении областного бюджета на соответствующий период не позднее 10 января соответствующего года подписываются ЭЦП руководителя МИО и направляются посредством ГИСС на согласование в Министерство.

При наличии основания для корректировки общего объема средств, предусматривающей перераспределение или увеличение объемов финансирования, выделение дополнительных средств на виды субсидий, МИО вносит соответствующие изменения в ГИСС и направляет их посредством ГИСС на согласование в Министерство.

В случае недостаточного количества заявок по отдельным видам субсидий, а также при наличии неиспользованных средств, в течение финансового года МИО перераспределяет указанные средств на другие виды субсидий, по которым имеется нехватка средств.

МИО для мониторинга субсидирования ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство:

  • сводную информацию об использовании субсидий по видам субсидий с указанием объемов выделенных и освоенных средств, а также причин неосвоения при наличии остатков;
  • аналитическую информацию об эффективности использования субсидий по видам, с оценкой достижения результатов ключевых показателей развития животноводства (увеличение численности поголовья скота и птицы, прирост племенного поголовья, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, рост продуктивности, повышение качества продукции), влияния субсидий на снижение импортозависимости и развитие экспортного потенциала, эффективности использования бюджетных средств в разрезе отраслей.

Нормативы субсидий, а также критерии, формы заявок и сроки подачи заявок утверждаются постановлением МИО по следующим направлениям:

  • на удешевление стоимости затрат на корма поголовью сельскохозяйственных животных;
  • на приобретение племенными центрами племенных жеребцов-производителей верхового направления зарубежной селекции;
  • на возмещение затрат на содержание племенного поголовья пород лошадей верхового и верхово-упряжного направлений, выведенных на территории РК.

Нормативы субсидий по направлению "удешевление стоимости затрат на корма поголовью сельскохозяйственных животных", а также нормативы субсидий и критерии "приобретение племенными центрами племенных жеребцов-производителей верхового направления зарубежной селекции", "возмещение затрат на содержание племенного поголовья пород лошадей верхового и верхово-упряжного направлений, выведенных на территории Республики Казахстан" устанавливаются на основе рекомендаций специализированной профильной научной организации по животноводству.

Субсидии выплачиваются при условии подачи заявки в электронном виде посредством взаимодействия веб-портала «электронного правительства» с ГИСС:

  • на получение субсидий за приобретение: племенного маточного поголовья крупного рогатого скота (молочного, молочно-мясного, мясного и мясо-молочного направлений), племенного быка-производителя (мясного и мясо-молочного направлений), племенных овец, племенного барана-производителя, племенного жеребца-производителя продуктивного направления, племенного верблюда-производителя, племенного хряка-производителя, племенных свинок, племенного маточного поголовья коз, племенного суточного молодняка родительской/прародительской формы мясного направления птиц и суточного молодняка финальной формы яичного направления, полученного от племенной птицы;
  • на получение субсидий племенными центрами, дистрибьютерными центрами по реализации семени и эмбрионов племенных животных и техниками-осеменаторами за услуги по искусственному осеменению маточного поголовья крупного рогатого скота/овец товаропроизводителей и в сельскохозяйственных кооперативах;
  • на получение субсидий за приобретенное однополое и двуполое семя племенных быков молочного/молочно-мясного и мясного/мясо-молочного направлений;
  • на получение субсидий за удешевление стоимости приобретения эмбрионов крупного рогатого скота и овец;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости производства мяса курицы
  • на получение субсидий на удешевление стоимости производства молока (коровье, кобылье, верблюжье);
  • на получение субсидий на удешевление стоимости производства молока сельскохозяйственными производственными кооперативами;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости реализованной говядины мясоперерабатывающими предприятиями, занимающиеся убоем и первичной переработкой говядины;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости крупного рогатого скота мужских особей, реализованных на откорм в откормочные площадки или на убой в мясоперерабатывающие предприятия;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости мелкого рогатого скота мужских особей, реализованных на откорм в откормочные площадки или на убой в мясоперерабатывающие предприятия;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости мелкого рогатого скота мужских особей, реализованных на откорм в откормочные площадки или на убой в мясоперерабатывающие предприятия (сезонные поставки);
  • на получение субсидий на удешевление стоимости свиней, реализованных или перемещенных на убой в мясоперерабатывающие предприятия или на убойные пункты;
  • на получение субсидий на ведение селекционной и племенной работы с племенным маточным поголовьем отечественных пород лошадей верхового и верхово-упряжного направлений;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости тонкой и полутонкой/грубой и полугрубой шерсти, реализованной на переработку;
  • на получение субсидий на удешевление стоимости производства меда;
  • на получение субсидий на удешевление затрат при выращивании племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления/мелкого рогатого скота.

Ежегодно местными исполнительными органами районов и городов республиканского значения и столицы создается специальная комиссия. Состав специальной комиссии формируется с учетом исключения конфликта интересов в деятельности специальной комиссии.

Птицефабрики/откормочные площадки/молочно-товарные фермы/ сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся заготовкой молока/ мясоперерабатывающие предприятия с убойной мощностью от 50 голов крупного рогатого скота или 300 голов овец/ мясоперерабатывающие предприятия, занимающиеся убоем и первичной переработкой говядины/ мясоперерабатывающие предприятия с убойной мощностью не менее 100 голов свиней в смену/ убойные пункты, занимающиеся убоем свиней/ предприятия по переработке шерсти получают заключение специальной комиссии на соответствие производственной мощности и инфраструктуры предприятия, претендующего на получение субсидий.

На каждого товаропроизводителя направляется не менее 3 специалистов, определяемые специальной комиссией.

Осмотр осуществляется в присутствии товаропроизводителя или его доверенного лица.

После подписания ЭЦП товаропроизводителем, заявка становится доступной в Личном кабинете МИО. МИО в течение 2 рабочих дней с момента поступления заявки осуществляет ее проверку на полноту данных и прилагаемых документов. В случае соответствия, заявка подлежит одобрению, подписывается ЭЦП ответственного исполнителя МИО и поступает в реестр одобренных заявок (лист ожидания), а также МИО направляет уведомление о результатах рассмотрения заявки на получение субсидий.

Рассмотрение заявок и выплата субсидий по одобренным заявкам осуществляются в порядке очередности согласно дате и времени регистрации заявок.

Период нахождения заявки в реестре одобренных заявок (листе ожидания) не входит в срок оказания государственной услуги.

Районные отделы сельского хозяйства (РОСХ) посредством ГИСС ежеквартально осуществляют мониторинг сохранности просубсидированного поголовья. Мониторинг проводится в разделе «Мониторинг исполнения обязательств» на период сохранности поголовья.

Мониторинг исполнения обязательств, а также мероприятия по возврату средств в городах республиканского значения и столицы осуществляются МИО данных административно-территориальных единиц.

По результатам проведенного ежеквартального мониторинга РОСХ представляет информацию в МИО области не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, включая сведения о размерах подлежащих возврату субсидий.

В случае установления РОСХ нарушения товаропроизводителем принятого обязательства по обеспечению сохранности заявленного поголовья (за исключением норм естественной убыли (падежа)) и его целевого использования в рамках поданной заявки на получение субсидий, РОСХ в течение тридцати рабочих дней с даты установления факта(ов) нарушения товаропроизводителем принятого обязательства в рамках поданной заявки на получение субсидий направляет товаропроизводителю уведомление о возврате полученной суммы субсидии в местный бюджет, с указанием суммы, срока возврата, кода бюджетной классификации Республики Казахстан, по которому должен быть осуществлен возврат средств, реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства.

Уведомление о возврате полученной суммы субсидии направляется письмом по месту регистрации товаропроизводителя, а также в «личный кабинет» ГИСС. Уведомление считается доставленным с момента получения письма или прочтения уведомления в электронной системе.

В случае подтверждения нарушения товаропроизводителем принятого обязательства в рамках поданной заявки на получение субсидий, возврату подлежит объем средств за каждую несохраненную голову. Сумма полученной субсидии подлежит возврату товаропроизводителем в местный бюджет в течение девяноста рабочих дней с момента получения им уведомления.

В случае полного или частичного неперечисления сумм, указанных в уведомлении, РОСХ направляет материалы в МИО области для принятия мер по возврату средств в судебном порядке.

В случае нарушения товаропроизводителем обязательств, предусмотренных в рамках поданной заявки, товаропроизводитель имеет возможность подать новую заявку только после выполнения своих предыдущих обязательств (после возврата субсидий за несохраненное поголовье).

Приказ вводится в действие с 22 июня.