В Казахстане изменились правила ликвидации банков

АРРФР РК постановлением от 25 июня 2025 года изменило Правила осуществления ликвидации банков, принудительного прекращения деятельности филиалов банков-нерезидентов РК и требований к работе ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемых банков, сообщает prosud.kz.
С даты назначения ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия:
в течение первого рабочего дня:
- знакомит под роспись руководство банка и (или) временную администрацию (временного администратора) банка с документом, подтверждающим возложение на ликвидационную комиссию обязанностей по проведению ликвидационного процесса в банке;
- истребует от руководства банка либо от временной администрации (временного администратора) банка штампы, печати, электронные носители информации, программное обеспечение, бланки и учредительные документы банка с составлением актов приема-передачи;
- проводит инвентаризацию кассы банка;
в течение 3 рабочих дней:
- размещает объявление о принятом судом решении о принудительной ликвидации банка или о принятом уполномоченным органом решении о лишении лицензии на проведение банковских и иных операций филиала банка-нерезидента РК и назначении уполномоченным органом ликвидационной комиссии;
- представляет в Национальный банк РК и в банки второго уровня, в которых имеются банковские счета ликвидируемого банка, документ с образцами подписей;
- информирует Государственную корпорацию "Правительство для граждан" и органы государственных доходов о принудительной ликвидации банка;
- информирует органы, осуществляющие регистрацию имущества и сделок с ним, акционерные общества "Казахстанская фондовая биржа" (фондовая биржа), "Клиринговый центр KASE", "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее – центральный депозитарий) и кредитные бюро о принудительной ликвидации банка, о назначении ликвидационной комиссии банка и переходе к ней полномочий по завершению дел банка и обеспечению расчетов с его кредиторами;
- запрашивает у центрального депозитария реестр держателей ценных бумаг банка по состоянию на дату вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации банка;
- распечатывает отчет об остатках на балансовых и внебалансовых счетах банка второго уровня, или отчет об активах и обязательствах, имеющиеся в электронном виде, на дату назначения ликвидационной комиссии с копированием данных учетной автоматизированной системы или центра обработки данных (сервера) на отдельный электронный носитель (резервные копии). При отсутствии данной информации в электронном виде за основу берется информация, имеющаяся на бумажном носителе;
- определяет круг лиц, несущих полную материальную ответственность, в том числе лиц, имеющих доступ к электронной системе ведения бухгалтерского учета и обработки финансовой и иной отчетности ликвидируемого банка или отчетности по данным бухгалтерского учета и иной отчетности принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента РК, и заключает с ними договор о полной материальной ответственности;
в течение 10 рабочих дней:
- публикует информацию о принудительной ликвидации банка в официальных печатных изданиях Министерства юстиции РК на казахском и русском языках с обязательным указанием порядка, сроков заявления претензий и адресов, при наличии филиальной сети – адресов филиалов, по которым (адресам) кредиторы предъявляют свои требования;
- формирует смету ликвидационных расходов и представляет ее для согласования в уполномоченный орган;
- производит сверку корреспондентских счетов банка, закрывает корреспондентские счета банка и открывает текущие счета ликвидируемого банка в тенге и, при необходимости, в иностранной валюте;
- осуществляет мероприятия, предусмотренные частью второй пункта 1 статьи 73 закона о банках (для ликвидируемого банка), и мероприятия, предусмотренные подпунктом 2) пункта 5 статьи 74-5 закона о банках (для принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента РК);
- составляет список кредиторов, устанавливает их адреса по имеющимся данным автоматизированной банковской информационной системы или центра обработки данных (сервера);
в течение всего периода ликвидации банка:
- принимает меры по сохранности имущества и документов ликвидируемого банка;
- выявляет активы ликвидируемого банка;
- распоряжается активами ликвидируемого банка в соответствии с целями его ликвидации;
- предъявляет требования и выступает в суде от имени ликвидируемого банка;
- обеспечивает сохранность программного обеспечения и электронных носителей информации, а также другой информации ликвидируемого банка;
- осуществляет мероприятия в соответствии с совместными постановлением Правления Национального банка РК "Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан";
- формирует штатное расписание;
- для обеспечения выполнения своих функций и обязанностей принимает на работу лиц по трудовым договорам, договорам возмездного оказания услуг;
- представляет уполномоченному органу отчеты о проделанной работе;
- по итогам квартала представляет уполномоченному органу до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, для опубликования на его официальном интернет-ресурсе информацию об основных показателях ликвидационного производства;
- при выявлении ликвидационной комиссией депозитов, подлежащих гарантированию, но не включенных в расчет временной администрацией (временным администратором), а также выявлении иных несоответствий в расчете, ликвидационная комиссия вносит изменения и (или) дополнения в расчет возмещения по депозитам и информирует организацию по гарантированию не позднее дня, следующего за днем внесения изменений и (или) дополнений в расчет возмещения по депозитам. Сверка расчета возмещения по депозитам проводится ликвидационной комиссией с организацией по гарантированию в первом квартале календарного года, следующего за отчетным, и оформляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон;
- по требованию уполномоченного органа представляет сведения, касающиеся ликвидационного производства;
- составляет отчет о ликвидации, ликвидационный баланс банка и направляет их на согласование в уполномоченный орган. До составления отчета о ликвидации в окончательной форме проект отчета о ликвидации предоставляется в уполномоченный орган на ежегодной основе для сведения в сроки, определенные Планом работы ликвидационной комиссии;
- в целях аннулирования выпусков ценных бумаг банка представляет в уполномоченный орган документы для аннулирования выпусков акций и (или) облигаций;
- по завершению ликвидации банка передает документы Национального архивного фонда и по личному составу в упорядоченном виде на хранение в государственный архив по согласованию с уполномоченным государственным органом в области архивного дела и документационного обеспечения управления и уведомляет об этом уполномоченный орган.
Расходы, связанные с ликвидационным производством, в том числе по обеспечению деятельности ликвидационной комиссии, а также расходы, вытекающие из необходимости обеспечения основных функций ликвидируемого банка, производятся вне очереди и постоянно из средств ликвидируемого банка в пределах сметы, утвержденной комитетом кредиторов.
Расходы ликвидационного производства оплачиваются из ликвидационной массы по мере их возникновения.
Не допускается нецелевое расходование ликвидационной массы, а также резервирование средств на ликвидационные расходы на срок более 90 календарных дней.
В административные расходы, помимо прочего, теперь включили затраты на ЧСИ.
Уточнено, что расходы по выезду председателя, членов и работников ликвидационной комиссии в командировки осуществляются в пределах средств, предусмотренных в смете ликвидационных расходов.
Командированным председателю, членам и работникам ликвидационной комиссии выплачиваются суточные в размере 2 МРП, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения, которые не превышают 5 МРП в городах Алматы, Астана и Шымкент, 4 МРП – в областных центрах и 3 МРП – в районных центрах, транспортные расходы к месту командирования и обратно к месту постоянной работы.
Не допускается осуществление перерасхода по одной статье затрат за счет экономии по другой статье, а также не допускается перераспределение расходов внутри статей затрат.
Срок для предъявления требований кредиторов ликвидируемого банка исчисляется со дня опубликования объявления о принудительной ликвидации банка в печати на казахском и русском языках и составляет 60 календарных дней.
Ответ кредитору направляется заказным или ценным письмом, другими средствами связи, обеспечивающими фиксирование его отправки, в том числе посредством электронной почты.
После истечения сроков, предусмотренных для предъявления и рассмотрения заявлений требований кредиторов, ликвидационная комиссия в течение 30 рабочих дней формирует реестр требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого банка или отчет об активах и обязательствах принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента РК, с учетом результатов проведенной инвентаризации активов и обязательств, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка или принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента РК, перечне заявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения и задолженности, невостребованной кредиторами.
В полномочия комитета кредиторов входит:
- ознакомление со всеми документами, образующимися в процессе ликвидации банка;
- получение от ликвидационной комиссии информации о финансовом состоянии ликвидируемого банка;
- заключение с председателем и (или) членом ликвидационной комиссии соглашения;
- информирование уполномоченного органа о нарушениях прав, интересов кредиторов и законодательства РК в процессе ликвидации банка, в том числе о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении своих обязанностей председателем и (или) членами ликвидационной комиссии;
- обжалование в суд и уполномоченный орган действий ликвидационной комиссии;
- избрание представителей кредиторов из числа членов комитета кредиторов, наделенных полномочиями присутствовать при совершении любой из процедур ликвидации банка, включая аукционы по реализации имущества и заседания ликвидационной комиссии;
- утверждение акта о списании с балансовых и внебалансовых счетов невозможной к взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого банка;
- утверждение представленного ликвидационной комиссией плана реализации ликвидационной, конкурсной массы ликвидируемого банка, а также согласование принятого председателем ликвидационной комиссии решения о реализации имущества ликвидируемого банка через публичные торги с условием оплаты в виде рассрочки или отсрочки платежа на срок не более 6 календарных месяцев;
- утверждение сметы ликвидационных расходов;
- утверждение акта ликвидационной комиссии на списание имущества с балансовых и внебалансовых счетов ликвидируемого банка;
- согласование списания неустойки (штрафа, пени) при частичном досрочном погашении дебиторской задолженности по займам, неустойки (штрафа, пени) по банковским гарантиям;
- согласование принятого ликвидационной комиссией решения о принятии имущества для погашения задолженности перед ликвидируемым банком, в том числе в счет исполнения решения суда;
- согласование результатов ценовых предложений по сформированному ликвидационной комиссией кредитному пакету и определение порядка отчуждения и (или) уступки прав (требований) по сформированному кредитному пакету;
- согласование принятого ликвидационной комиссией решения о заключении сделки в отношении недвижимого имущества ликвидируемого банка, а также недвижимого имущества, принятого ликвидационной комиссией банка по судебным актам в рамках исполнительного производства, полученного в счет возмещения причиненного банку ущерба, а также условий соглашения об урегулировании спора, заключаемого в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил;
- согласование сделок, заключаемых с юридическими лицами, осуществляющими мероприятия по взысканию задолженности с должников ликвидируемого банка и возврату активов ликвидируемого банка;
- согласование вопроса проведения переоценки собственного имущества ликвидируемого банка;
- согласование принятого ликвидационной комиссией решения о принятии в залог имущества по оценочной стоимости, установленной на дату принятия такого решения, в случаях утраты залога и (или) предоставления дополнительного залога;
- согласование принятого ликвидационной комиссией решения о списании сумм дебиторской задолженности дебиторов ликвидируемого банка в размере до 2 МРП, в случаях, когда общие затраты на процедуру взыскания задолженности с каждого отдельного дебитора превышают сумму его задолженности.
Ликвидационная комиссия производит расчет дебиторской задолженности исходя из условий заключенных договоров между дебитором и банком на дату подачи искового заявления в суд, с учетом ранее принятых решений уполномоченными органами ликвидируемого банка по займам, имеющим на момент принятия решения о приостановлении начисления вознаграждения и (или) неустойки (штрафа, пени) на просроченную задолженность более 90 календарных дней.
С даты подачи искового заявления в суд начисление вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) по дебиторской задолженности приостанавливается без согласования с комитетом кредиторов.
Исполнительные документы по вступившим в законную силу судебным актам направляются ликвидационной комиссией в течение 5 рабочих дней с даты их получения для принудительного исполнения судебного акта в Республиканскую или региональную палату частных судебных исполнителей.
В случае, когда в ходе судебного разбирательства или в рамках исполнительного производства заявлено ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур, ликвидационная комиссия рассматривает вопрос о заключении мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора в порядке медиации или соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры при соблюдении следующих условий:
- финансовое положение дебитора позволяет произвести погашение дебиторской задолженности в порядке и сроки, предусмотренные соглашением об урегулировании спора;
- условия соглашения об урегулировании спора не приводят к ухудшению финансового положения ликвидируемого банка;
- срок погашения дебиторской задолженности в рамках соглашения об урегулировании спора не превышает для дебиторов-физических лиц – 30 месяцев, для дебиторов-юридических лиц – 24 месяцев;
- обеспечение, ранее принятое банком в счет исполнения обязательств дебитора (при его наличии), сохраняется без изменений; имущество, в отношении которого судебным исполнителем приняты меры по обеспечению исполнения исполнительных документов в отношении дебитора (при наличии), передается в залог ликвидационной комиссии в качестве обеспечения исполнения условий соглашения об урегулировании спора;
- условия соглашения об урегулировании спора не предусматривают списание дебиторской задолженности перед ликвидируемым банком.
В целях реализации указанных условий, председатель ликвидационной комиссии заключает договоры залога имущества. Погашение задолженности по соглашению об урегулировании спора, заключаемому с дебитором, осуществляется ежемесячно равными платежами на протяжении всего срока погашения задолженности, предусмотренного соглашением об урегулировании спора.
Соглашение об урегулировании спора подписывается председателем ликвидационной комиссии после согласования его условий комитетом кредиторов.
В случае, если на стадии принудительного исполнения судебного акта дебитор примет на себя обязательства произвести погашение дебиторской задолженности по согласованным комитетом кредиторов условиям соглашения об урегулировании спора, а также возместить фактически понесенные расходы частного судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, ликвидационная комиссия вправе обратиться к судебному исполнителю о прекращении исполнительного производства в связи с заключением с должником соглашения об урегулировании спора. Исполнительные документы хранятся в банке.
Ликвидационная комиссия в рамках досудебного урегулирования спора принимает решения о списании неустойки (штрафа, пени) по займам, выданным физическим (включая индивидуальных предпринимателей) и юридическим лицам (субъекты малого и среднего бизнеса), а также дебиторской задолженности, возникшей от пользования займом:
- в размере 100% – при единовременном погашении суммы долга в размере 70 и более процентов от суммы дебиторской задолженности без учета неустойки (штрафа, пени);
- при единовременном погашении суммы долга в размере менее 70% от суммы дебиторской задолженности без учета неустойки (штрафа, пени) – в размере, соразмерном процентному соотношению суммы, планируемой должником к погашению.
В дальнейшем ликвидационная комиссия принимает решение о списании неустойки (штрафа, пени) в полном объеме при условии полного единовременного погашения займа и дебиторской задолженности, возникшей от пользования займом, со стороны дебитора.
Повторные ходатайства о списании неустойки (штрафа, пени) по выданным займам по ранее рассмотренным и согласованным комитетом кредиторов решений ликвидационной комиссии об их удовлетворении, ликвидационной комиссией не рассматриваются и не удовлетворяются.
Постановление вводится в действие с 14 июля.