Гидротехнические сооружения будут обследовать на безопасность

Приказом министра водных ресурсов и ирригации от 27 июня 2025 года утверждены Правила проведения многофакторного обследования гидротехнических сооружений и формы декларации безопасности гидротехнических сооружений, сообщает prosud.kz.
Для гидротехнических сооружений (ГТС), представляющих повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера каждые 5 лет обследование технического состояния проводится многофакторное обследование.
Отчет пятилетнего срока начинается с даты регистрации предыдущей декларации.
Для проведения многофакторного обследования собственник определяет критерии безопасности ГТС и ведет ежегодный мониторинг за их соблюдением.
Результаты обследований оформляются актом многофакторного обследования, в котором отражается оценка технического состояния ГТС.
По итогам многофакторного обследования ГТС разрабатывается декларация безопасности ГТС.
Декларация подлежит регистрации в бассейновой водной инспекции.
Многофакторное обследование и разработку декларации собственник производит самостоятельно либо за счет его средств сторонней организацией, аттестованной уполномоченным органом в области охраны и использования водного фонда на право проведения работ в области безопасности ГТС.
В случае проведения многофакторного обследования и разработки декларации собственником самостоятельно результаты многофакторного обследования и декларация подлежат экспертизе в организации, аттестованной на право проведения работ в области безопасности ГТС, за счет средств собственника.
В случае проведения многофакторного обследования и разработки декларации аттестованной организацией экспертиза выполненных работ и декларация проводятся иной аттестованной организацией.
Как проходит многофакторное обследование гидротехнических сооружений
Визуальный осмотр
Основной задачей визуального осмотра ГТС является выявление дефектов и повреждений сооружений, неисправностей конструкций и механического оборудования, аномально больших осадок, деформаций, перемещений, зон и участков разрушения материала конструктивных элементов, открытых выходов фильтрационного потока, а также оценка состояния установленной контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), оценка эффективности выполненных ремонтных мероприятий.
Визуальным осмотром механического оборудования ГТС определяются механические и коррозионные повреждения тяговых канатов, цепей, опорных конструкций, обшивок, ходовых и других механизмов, несущих металлоконструкций, состояние бетона в местах закрепления закладных частей и опор пролетных строений подкрановых путей, качество уплотнений затворов.
Комплекс инженерных исследований
Комплекс инженерных исследований состоит из геодезического, геофизического, геотехнического и подводного исследований.
Основной задачей геодезического исследования является проверка обеспеченности геодезической сети, наличие и состояние поверхностных и грунтовых марок, проведение исполнительных съемок объектов и прилегающих территорий с высоким разрешением, а также анализ устойчивости реперов и марок во времени с учетом возможных тектонических и сезонных смещений.
Основной задачей геофизического и геотехнического исследований является получение количественных данных о состоянии сооружении: деформациях, прочности, трещинообразовании и влажности. В случае с подземными или горными условиями проводятся дополнительные геомеханические исследования устойчивости окружающего массива.
Основной задачей подводного исследования является проверка состояния подводной части верхнего и нижнего бьефов сооружения и примыкающих к ним участков дна. Обследование подводной части ГТС выполняются в период наименьшего стояния воды. Также уточняется наличие признаков промоин, эрозионных воронок, вторичных течений, влияющих на устойчивость основания сооружения.
Приказ введен в действие с 4 июля.