Единую базу дорожно-строительных материалов внедряют в Казахстане

Вчера, 14:29
Автор материала: Эльмира Караева
Ремонт дороги Фото: акимат Алматы

И.о. министра транспорта приказом от 29 августа 2025 года утвердил Правила формирования и ведения единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий, сообщает prosud.kz.

Правила регулируют вопросы создания, наполнения и актуализации единой базы дорожно-строительных материалов для обеспечения прозрачного и достоверного ведения информационной платформы для всех участников дорожной деятельности.

При разработке проекта и проектно-сметной документации на объекты нового строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонта учитывается наличие продукции в единой базе со соответствующими статусами:

  • карьеры по производству инертных материалов (песок, щебень, гравий, гравийно-песчаные смеси, щебеночно-гравийно-песчаные смеси) и неорганических вяжущих (цемента, минерального порошка), заводы по производству всех видов битумных вяжущих, асфальтобетонных смесей, бетона, железобетонных изделий (ЖБИ) со статусом "Действующий" с актуальными протоколами испытаний (дата выдачи не более одного года);
  • продукция (новый материал/изделие или технология) со статусом "Зеленый";
  • техническое средство безопасности дорожного движения (БДД) со статусом "Апробирован".

Перед включением в проект продукции из Реестра новых материалов и технологий, заказчики проекта инициируют лабораторные испытания выбранной продукции (стабилизаторы, модификаторы, полимеры, адгезионные и иные присадки, химические и органические добавки и другое.), необходимые для устройства конструктивных слоев дорожной одежды (грунт, щебень, гравийно-песчаная смесь, песчано-гравийная смесь, песок строительный, песок из отводов дробления и другое) с уведомлением о результатах испытаний РГП на ПХВ "НЦКДА", АО "КаздорНИИ" и другие.

Продукция с "Зеленым" статусом, принятая в проекте, не подлежит замене в документации на строительство, ремонт и содержание при реализации проекта, за исключением возникновения обстоятельств непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение).

При этом в целях стимулирования развития отечественной промышленности и ускоренного внедрения инновационных решений для казахстанских производителей устанавливается сокращенный срок апробации продукции, произведенных на территории Республики Казахстан.

Срок апробации для продукции казахстанского производства составляет половину от стандартного срока, предусмотренного для аналогичной продукции иностранного происхождения, при условии отсутствия дефектов на опытном участке, подтверждения наличия производственной базы, полного комплекта документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности и качества.

Заявка на сокращение срока подается в произвольной форме на имя председателя Технического совета. Окончательное решение по сокращении срока апробации принимается на заседании Технического совета.

Технический совет при формировании и ведении единой базы:

  • осуществляет экспертную оценку дорожно-строительных материалов и технологий, подлежащих включению в единую базу;
  • рассматривает представленные заявки, заключения и отзывы профильных организаций, выносит решения по присвоению статусов, включении или исключении продукции из единой базы;
  • участвует в разработке и актуализации нормативных критериев и процедур отбора, формирует предложения по совершенствованию нормативной базы дорожной отрасли;
  • сопровождает внедрение инноваций, рассматривает пилотные проекты, принимает решения о необходимости полевых или лабораторных испытаний и апробации технологий;
  • осуществляет взаимодействие с заявителями, организует обсуждение спорных вопросов, в том числе в формате рабочих групп или публичных слушаний;
  • готовит официальные заключения и рекомендации для уполномоченных органов и отраслевых организаций;
  • обеспечивает объективность принимаемых решений, исключая лоббирование и продвижение недостоверных или неэффективных решений;
  • представляет отчетность о своей деятельности Администратору единой базы и/или профильному государственному органу, участвует в утверждении или пересмотре регламентов функционирования базы.

Для внесения в единую базу новых материалов и/или технологии в Реестры новых материалов и технологий единой базы, заявитель проходит процедуру регистрации и заполнения заявки в электронном формате на сайте.

Внедрение новых материалов и технологий в дорожной деятельности осуществляется путем последовательной реализации следующих основных стадий апробации:

  • подача заявки в реестр единой базы с приложением необходимых документов;
  • первичное рассмотрение документов;
  • презентация заявленных материалов членам Технического совета, присвоение "Серого" статуса;
  • запуск апробации продукции на опытном участке с научно-техническим сопровождением;
  • присвоение "желтого" статуса;
  • обследование (мониторинг) опытного участка до завершения срока апробации;
  • рассмотрение результатов мониторинга на Техническом совете;
  • присвоение "Зеленого" статуса путем голосования членов Технического совета;
  • после присвоения "Зеленого" статуса в профайл продукции загружаются: технологическая карта, документ с указанием стоимости (коммерческое предложение) и заключение о результатах мониторинга.

Также правилами установлен порядок формирования и ведения единой базы применительно к:

  • машинам, оборудованию и механизмам;
  • карьерам и заводам по производству дорожно-строительных материалов;
  • техническим средствам безопасности дорожного движения;
  • материалам из промышленных, производственных и техногенных отходов.

Приказ вводится в действие с 16 сентября.