Систему государственного планирования обновили в Казахстане

Сегодня, 09:08
Автор материала: Эльмира Караева
Экономика Казахстана, экономика РК, предпринимательство, бизнес, инвестиции, инвестирование, график роста, графики роста, экономическое развитие Казахстана Фото: prosud.kz

Правительство постановлением от 15 августа 2025 года утвердило в новой редакции Систему государственного планирования в Республике Казахстан, сообщает prosud.kz.

Система государственного планирования – это комплекс взаимосвязанных компонентов, состоящих из документов на долгосрочный (свыше 5 лет) и среднесрочный (от года до 5 лет включительно) периоды, участников, принципов и элементов управления процессами и данными, -говорится в документе.

Государственное планирование охватывает деятельность по формированию мер, способов достижения результатов и решению задач по социально-экономическому развитию, повышению благосостояния граждан, укреплению национальной безопасности страны и оптимальному распределению ресурсов.

Основные принципы Системы государственного планирования:

  • человекоцентричность – направленность целей, задач и индикаторов результатов на улучшение качества жизни и повышение благосостояния населения;
  • прозрачность – открытость и доступность документов Системы государственного планирования, а также итогов их реализации посредством публикации на официальных интернет-ресурсах, за исключением положений, содержащих информацию ограниченного доступа;
  • результативность (приоритет сущности над формой) – главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению;
  • эффективность – достижение целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов на основе современных технологических решений с наименьшими затратами ресурсов;
  • согласованность – скоординированная деятельность участников системы, обеспечивающая достижение результатов;
  • реалистичность – определение целей и задач, исходя из возможностей их достижения в установленные сроки, с учетом рисков и ресурсных ограничений в среднесрочном периоде;
  • управленческая ответственность – недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам, в том числе при риске недостижения целевых индикаторов и показателей результатов;
  • преемственность – последовательность в разработке и реализации документов стратегического планирования участниками государственного планирования с учетом результатов реализации ранее принятых документов государственного планирования и этапов реализации документов государственного планирования на долгосрочный период;
  • управленческая гибкость – самостоятельность участников в выборе и пересмотре подходов достижения целей и задач;
  • обоснованность – наличие достоверных и объективных оснований для разработки документов Системы государственного планирования (цели, целевые индикаторы, задачи, показатели промежуточных и конечных результатов) с учетом внешней среды (политической, экономической, экологической), оценки внутреннего потенциала (ресурсы, компетенция) и возможных рисков.

К документам Системы государственного планирования относятся Национальный план развития, Стратегия национальной безопасности и планы развития государственных органов, планы развития области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.

Документы Системы государственного планирования основываются на документах целеполагания, определяющих глобальное видение, долгосрочные направления и приоритеты устойчивого развития страны, а также долгосрочном прогнозе развития Казахстана, разрабатываемом в соответствии с Бюджетным кодексом.

Указывается, что к документам целеполагания относятся Стратегия «Казахстан - 2050» и Стратегия достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года.

Национальный план развития является документом Системы государственного планирования, предусматривающим цель, основные направления, приоритеты развития, подходы по их обеспечению и ключевые национальные индикаторы развития страны в соответствующем плановом периоде, направленные на достижение долгосрочных ориентиров развития страны.

Национальный план развития должен соответствовать следующим требованиям:

  • охватывать приоритетные направления развития страны, вытекающие из Стратегии «Казахстан - 2050» и Стратегии достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года;
  • ориентироваться на положения Предвыборной программы Президента;
  • обеспечивать логическую взаимосвязь между направлениями развития страны на предстоящий плановый период;
  • предусматривать стратегически значимые цели и задачи (в том числе соответствующие Целям устойчивого развития ООН) с фокусом на ограниченный перечень приоритетов.

Национальный план развития включает в себя Карту ключевых национальных индикаторов по соответствующим стратегическим направлениям, с разбивкой на промежуточные значения по каждому году реализации. При этом ключевые национальные индикаторы должны быть сбалансированы и взаимоувязаны по значениям, годам, срокам достижения.

В свою очередь, Стратегия национальной безопасности определяет видение в области обеспечения национальной безопасности, содержит основные проблемы и угрозы, стратегические цели и целевые индикаторы, задачи и показатели результатов в области обеспечения национальной безопасности, а также критерии обеспечения национальной безопасности.

Плановый период действия Стратегии национальной безопасности составляет не менее пяти лет.

План развития государственного органа является документом, определяющим деятельность центрального государственного органа в среднесрочном периоде, направленным на реализацию вышестоящих документов Системы государственного планирования, функций, полномочий и компетенций, с учетом необходимости обеспечения качественного предоставления государственных услуг.

План развития государственного органа разрабатывается каждые три года на пятилетний период и утверждается руководителем государственного органа по согласованию с центральными уполномоченными органами по государственному планированию и бюджетному планированию.

К плану развития государственного органа прилагается инвестиционный план, разработанный с учетом требований бюджетного законодательства, в соответствии с порядком и по форме, определенным уполномоченным органом по государственному планированию.

Инвестиционный план государственного органа содержит информацию о мероприятиях, направленных на достижение целей, целевых индикаторов планов развития или документов Системы государственного планирования либо реализацию соответствующих функций, полномочий и компетенций для государственных органов, не разрабатывающих планы развития, с установлением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимого объема затрат.

Постановление введено в действие с 15 августа.