Как будут строить "умные города": утверждена методика

Сегодня, 12:58
Автор материала: Эльмира Караева
Астана, город Астана, достопримечательности Астаны, столица Казахстана, пейзаж Астаны, виды Астаны, виды города Астаны Фото: pixabay

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности приказом от 12 сентября 2025 года утвердил Методику построения "умных" городов, сообщает prosud.kz.

"Умный" город – это концепция Smart City развития города, которая внедряет комплекс высокотехнологичных и инновационных решений и организационных мероприятий, направленных на эффективное управление ресурсами и предоставление услуг, в целях создания устойчивых комфортных условий для проживания граждан.

Целями "умного" города являются:

  • обеспечение безопасных и комфортных условий для жизни граждан;
  • формирование эффективной системы управления городом;
  • повышение конкурентоспособности города.

Ключевыми принципами "умного" города являются:

  • человекоцентричность и повышение качества жизни;
  • устойчивость и экологическая ответственность;
  • прозрачность, безопасность и вовлечение граждан;
  • инклюзия и цифровое равенство;
  • инновации и технологическая адаптация;
  • интеграция и взаимосвязанность систем.

Основные сферы "умного" города:

  • управление городом;
  • безопасность;
  • транспорт и логистика;
  • социальная сфера (образование, культура, здравоохранение и социальные услуги);
  • экология;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • экономика и бизнес;
  • инфраструктура.

Методика разработана с целью оценки уровня цифровизации и предусматривает классификацию населенных пунктов на три группы:

  • города республиканского значения, включающие города Астана, Алматы и Шымкент;
  • города областного значения, объединяющие областные центры и города областного значения;
  • города районного значения, включающие города и поселки, являющиеся районными центрами.

Стратегия построения "умных" городов является основой для определения приоритетов, целей и этапов реализации проектов "умного" города. Она включает анализ текущего состояния, постановку долгосрочных и среднесрочных целей, а также ключевые направления развития, основанные на потребностях жителей и бизнеса.

Стратегия учитывает специфику города с точки зрения его масштаба, инфраструктуры, ресурсов и социально-экономического контекста, обеспечивая инструментарий для оценки цифровой зрелости и адаптации базовых инициатив под локальные условия.

Реализация компонентов "умного" города начинается с создания рабочей группы (на уровне области, города республиканского значения и столицы) по вопросам развития "умного" города. Общее руководство деятельностью Рабочей группы осуществляет заместитель первого руководителя МИО, курирующий вопросы развития цифровизации/руководитель аппарата.

Для оказания методологической и экспертной поддержки, формирования системного и комплексного подхода в рабочую группу включаются представители соответствующих структурных подразделений МИО, территориальных подразделений центральных государственных органов, научных организаций, бизнес-сообществ, депутаты маслихатов и общественных объединений.

Рабочая группа формирует Стратегию со следующими разделами:

  • обзор текущей ситуации и контекст – анализ существующей цифровой инфраструктуры, рыночных и социальных условий, целей трансформации, определение уровня зрелости города;
  • видение и миссия – определение долгосрочных целей и ключевых направлений развития "умного" города;
  • целевая модель и архитектура – описание желаемого состояния цифровых систем и процессов, включая взаимодействие с гражданами и бизнесом;
  • цифровой профиль города, который служит основанием для обоснованного выбора инициатив и планирования ресурсов;
  • метрики и ключевые показатели эффективности – система измерения прогресса и результатов внедрения;
  • управление рисками и изменениями – процессы адаптации, управления кадровыми и техническими ресурсами, минимизация рисков;
  • финансовое обеспечение – расчёт затрат, источников финансирования и экономическая эффективность проектов;
  • коммуникация и вовлечение заинтересованных сторон – стратегии взаимодействия с обществом и партнерами для поддержки инициатив;
  • мониторинг, оценка и корректировка стратегии – непрерывный анализ и оптимизация на основе обратной связи и изменений внешней среды.

Для населенных пунктов разных административных категорий определен свой перечень функционала базовых инициатив, с возможностью расширения функционала в соответствии с потребностями конкретного города.

Согласно разработанной Стратегии формируется Дорожная карта, в которой конкретизируются базовые и дополнительные инициативы со сроками реализации, ответственными исполнителями, ожидаемыми результатами (в том числе содержащие измеримые количественные показатели их достижения).

Стратегия и Дорожная карта утверждается первым руководителем соответствующего акимата по согласованию с первым руководителем уполномоченного органа.

Стратегии и Дорожные карты по развитию "умного" города в срок не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения размещаются МИО на официальных сайтах (Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов), а также в информационной системе проектного управления.

При построении "умных" городов МИО обеспечивает достижение ключевых показателей эффективности путем реализации цифровых инициатив в рамках сфер жизнедеятельности города: управление городом, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, экология, транспорт и логистика.

Далее реализацию "умных городов" оценивают в ходе специального мониторинга.

Оценка реализации инициатив включает в себя:

  • анализ уполномоченным органом данных переданных от МИО в SDU по ключевым показателям;
  • формирование уполномоченным органом рейтинга "умных" городов отдельно по каждой административной категории.

Приказ вводится в действие с 1 января 2026 года.