Как будут строить "умные города": утверждена методика

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности приказом от 12 сентября 2025 года утвердил Методику построения "умных" городов, сообщает prosud.kz.
"Умный" город – это концепция Smart City развития города, которая внедряет комплекс высокотехнологичных и инновационных решений и организационных мероприятий, направленных на эффективное управление ресурсами и предоставление услуг, в целях создания устойчивых комфортных условий для проживания граждан.
Целями "умного" города являются:
- обеспечение безопасных и комфортных условий для жизни граждан;
- формирование эффективной системы управления городом;
- повышение конкурентоспособности города.
Ключевыми принципами "умного" города являются:
- человекоцентричность и повышение качества жизни;
- устойчивость и экологическая ответственность;
- прозрачность, безопасность и вовлечение граждан;
- инклюзия и цифровое равенство;
- инновации и технологическая адаптация;
- интеграция и взаимосвязанность систем.
Основные сферы "умного" города:
- управление городом;
- безопасность;
- транспорт и логистика;
- социальная сфера (образование, культура, здравоохранение и социальные услуги);
- экология;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- экономика и бизнес;
- инфраструктура.
Методика разработана с целью оценки уровня цифровизации и предусматривает классификацию населенных пунктов на три группы:
- города республиканского значения, включающие города Астана, Алматы и Шымкент;
- города областного значения, объединяющие областные центры и города областного значения;
- города районного значения, включающие города и поселки, являющиеся районными центрами.
Стратегия построения "умных" городов является основой для определения приоритетов, целей и этапов реализации проектов "умного" города. Она включает анализ текущего состояния, постановку долгосрочных и среднесрочных целей, а также ключевые направления развития, основанные на потребностях жителей и бизнеса.
Стратегия учитывает специфику города с точки зрения его масштаба, инфраструктуры, ресурсов и социально-экономического контекста, обеспечивая инструментарий для оценки цифровой зрелости и адаптации базовых инициатив под локальные условия.
Реализация компонентов "умного" города начинается с создания рабочей группы (на уровне области, города республиканского значения и столицы) по вопросам развития "умного" города. Общее руководство деятельностью Рабочей группы осуществляет заместитель первого руководителя МИО, курирующий вопросы развития цифровизации/руководитель аппарата.
Для оказания методологической и экспертной поддержки, формирования системного и комплексного подхода в рабочую группу включаются представители соответствующих структурных подразделений МИО, территориальных подразделений центральных государственных органов, научных организаций, бизнес-сообществ, депутаты маслихатов и общественных объединений.
Рабочая группа формирует Стратегию со следующими разделами:
- обзор текущей ситуации и контекст – анализ существующей цифровой инфраструктуры, рыночных и социальных условий, целей трансформации, определение уровня зрелости города;
- видение и миссия – определение долгосрочных целей и ключевых направлений развития "умного" города;
- целевая модель и архитектура – описание желаемого состояния цифровых систем и процессов, включая взаимодействие с гражданами и бизнесом;
- цифровой профиль города, который служит основанием для обоснованного выбора инициатив и планирования ресурсов;
- метрики и ключевые показатели эффективности – система измерения прогресса и результатов внедрения;
- управление рисками и изменениями – процессы адаптации, управления кадровыми и техническими ресурсами, минимизация рисков;
- финансовое обеспечение – расчёт затрат, источников финансирования и экономическая эффективность проектов;
- коммуникация и вовлечение заинтересованных сторон – стратегии взаимодействия с обществом и партнерами для поддержки инициатив;
- мониторинг, оценка и корректировка стратегии – непрерывный анализ и оптимизация на основе обратной связи и изменений внешней среды.
Для населенных пунктов разных административных категорий определен свой перечень функционала базовых инициатив, с возможностью расширения функционала в соответствии с потребностями конкретного города.
Согласно разработанной Стратегии формируется Дорожная карта, в которой конкретизируются базовые и дополнительные инициативы со сроками реализации, ответственными исполнителями, ожидаемыми результатами (в том числе содержащие измеримые количественные показатели их достижения).
Стратегия и Дорожная карта утверждается первым руководителем соответствующего акимата по согласованию с первым руководителем уполномоченного органа.
Стратегии и Дорожные карты по развитию "умного" города в срок не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения размещаются МИО на официальных сайтах (Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов), а также в информационной системе проектного управления.
При построении "умных" городов МИО обеспечивает достижение ключевых показателей эффективности путем реализации цифровых инициатив в рамках сфер жизнедеятельности города: управление городом, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, экология, транспорт и логистика.
Далее реализацию "умных городов" оценивают в ходе специального мониторинга.
Оценка реализации инициатив включает в себя:
- анализ уполномоченным органом данных переданных от МИО в SDU по ключевым показателям;
- формирование уполномоченным органом рейтинга "умных" городов отдельно по каждой административной категории.
Приказ вводится в действие с 1 января 2026 года.