Изменился порядок планирования медуслуг в рамках ГОБМП и ОСМС
                            Министр здравоохранения приказом от 30 октября 2025 года внесла поправки в правила планирования объемов медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, сообщает prosud.kz.
Процесс планирования объемов медицинских услуг включает следующие этапы:
Местные органы государственного управления здравоохранением не позднее 1 февраля соответствующего года:
- формируют прогнозный объем медицинских услуг по видам, формам медицинской помощи, условиям ее оказания, видам медицинской деятельности в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на планируемый трехлетний период с учетом потребности населения, инфраструктуры и кадрового обеспечения;
 - вносят в филиал фонда прогнозную потребность объемов медицинских услуг по видам, формам медицинской помощи, условиям ее оказания, видам медицинской деятельности в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
 
Филиалы фонда в срок до 20 февраля года, предшествующего планируемому трехлетнему периоду, обеспечивают:
- рассмотрение и согласование с местными органами государственного управления здравоохранением прогнозного объема медицинских услуг по видам, формам медицинской помощи, условиям ее оказания, видам медицинской деятельности в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на планируемый трехлетний период;
 - формирование и предоставление в фонд заявки прогнозной потребности объемов медицинских услуг по видам, формам медицинской помощи, условиям ее оказания, видам медицинской деятельности в рамках ГОБМП и в системе ОСМС с соответствующим прогнозом объемов средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат в системе ОСМС на предстоящий трехлетний период.
 
Фонд в срок до 15 марта соответствующего года, обеспечивает:
- рассмотрение и анализ полученных от филиалов фонда заявок прогнозной потребности объемов медицинских услуг по видам, формам медицинской помощи, условиям ее оказания, видам медицинской деятельности в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на предмет обоснованности, соответствие приоритетам развития здравоохранения, целевым индикаторам, показателям результата отраженных в документах Системы государственного планирования и предложений уполномоченного органа;
 - направление в уполномоченный орган расчета финансовой потребности на предстоящий трехлетний период для достижения целей и целевых индикаторов проекта бюджетной программы, направленной на предоставление целевого взноса.
 
Уполномоченный орган в срок до 7 июня текущего финансового года доводит лимиты средств, направленных на предоставление целевого взноса, и предложения Республиканской бюджетной комиссии к расчету финансовой потребности на предстоящий трехлетний период для достижения целей и целевых индикаторов проекта бюджетной программы, направленной на предоставление целевого взноса.
Фонд в течение 7 рабочих дней со дня доведения лимитов обеспечивает:
- доработку прогнозной потребности объемов медицинских услуг по видам, формам медицинской помощи, условиям ее оказания, видам медицинской деятельности в рамках ГОБМП;
 - внесение в уполномоченный орган расчета финансовой потребности на предстоящий трехлетний период для достижения целей и целевых индикаторов проекта бюджетной программы, направленной на предоставление целевого взноса, в пределах доведенного лимита средств;
 - в случае несоответствия представленной финансовой потребности доведенным уполномоченным органом лимитам средств, направленным на предоставление целевого взноса, приоритетам развития здравоохранения, целевым индикаторам, показателям результата отраженных в документах Системы государственного планирования и предложениям уполномоченного органа, дорабатывает и представляет в течение семи рабочих дней со дня их доведения в уполномоченный орган.
 
Уполномоченный орган в срок до 5 сентября текущего финансового года направляет в Фонд лимиты средств на предстоящий трехлетний период в разрезе направлений расходов, по видам медицинских услуг и видам медицинской деятельности с приложением заключения Республиканской бюджетной комиссии по проектам бюджетных программ.
Фонд в целях формирования проекта плана закупа на предстоящий период, в срок до 10 сентября текущего финансового года доводит до филиалов фонда лимиты средств на медицинскую помощь в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
Филиалы фонда в срок до 20 сентября текущего финансового года направляют в фонд:
- доработанную и согласованную с управлениями здравоохранения прогнозную потребность населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС с соответствующим прогнозом объемов средств в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на предстоящий период;
 - утвержденную управлениями здравоохранения по согласованию с филиалами фонда коечную мощность по региону на предстоящий период в соответствии с прогнозной потребностью населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
 
Фонд в срок до 15 октября соответствующего года формирует и вносит в уполномоченный орган проект плана закупа на предстоящий финансовый год.
Фонд вносит изменения в план закупа с учетом результатов мониторинга исполнения договорных обязательств по качеству, объему и обоснованности в случаях:
- распределения резерва фонда на непредвиденные расходы;
 - распределения временно свободных активов ОСМС, включая инвестиционный доход;
 - распределения высвободившихся средств, изменения объемов медицинской помощи по результатам сверки исполнения объемов медицинских услуг и финансовых обязательств, а также мониторинга исполнения договорных обязательств по качеству и объему;
 - изменения объемов средств в связи с изменением тарифов, численности населения, количества больных и других данных, являющихся основанием для размещения услуг;
 - выделения уполномоченным органом дополнительного объема средств, ранее не предусмотренных планом финансирования медицинской помощи;
 - распределения (перераспределения) объемов услуг по итогам 9 месяцев и по итогам года и/или нераспределенных средств;
 - изменения объема и перечня услуг, в том числе при внесении изменений в наименования, удалении или включении видов и подвидов медицинской помощи;
 - образования вновь вводимых объектов здравоохранения;
 - внесение изменений в связи с уменьшением плановых значений объемов и высвобождением финансовых средств плана финансирования;
 - наличие неиспользованных (недоиспользованных) в течение финансового года сумм трансфертов, выделенных из республиканского бюджета для использования (полного использования) в следующем финансовом году.
 
При планировании объемов средств скорой медицинской помощи производится расчет путем произведения численности прикрепленного населения на ПН, а также суммирования расходов на выплату доплаты водителям станций скорой медицинской помощи за особые условия труда в размере 200% от базового должностного оклада.
Планирование объема услуг ПМСП осуществляется на основании следующих данных:
- среднегодовая численность населения по республике и в разрезе областей, городов республиканского значения, столицы;
 - количество населения по половозрастным группам в разрезе областных центров и (или) остальных населенных пунктов;
 - количество пациентов с фенилкетонурией за период предыдущих трех лет.
 - комплексный подушевой норматив (КПН);
 - стимулирующий компонент (СК);
 - подушевой норматив скорой медицинской помощи четвертой категории срочности вызовов прикрепленному населению (ПН4);
 - объемы потребления лечебных низкобелковых продуктов и продуктов с низким содержанием фенилаланина;
 - разукрупнение субъектов ПМСП для обеспечения доступности населению медицинской помощи;
 - штатная численность водителей отделений скорой медицинской помощи (мобильных бригад) при организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
 - количество вновь введенных объектов в рамках пилотного Национального проекта "Модернизация сельского здравоохранения".
 
С 1 января 2027 года планируемый объем средств КПН в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС определяется в соответствии с Правилами и методикой формирования тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования.
Планирование специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях осуществляется по следующим направлениям:
- динамическое наблюдение по перечню хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению в организациях ПМСП (динамическое наблюдение на уровне ПМСП);
 - динамическое наблюдение по перечню социально значимых заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению профильными специалистами в виде консультативно-диагностической помощи (КДП) (динамическое наблюдение социально-значимых заболеваний);
 - динамическое наблюдение по перечню хронических заболеваний, подлежащих наблюдению профильными специалистами (динамическое наблюдение профильными специалистами);
 - в рамках приема пациента по поводу острого или обострения хронического заболевания;
 - в травматологических пунктах;
 - передвижных медицинских комплексов (ПМК) и медицинских поездов (МП);
 - оказание плановой стоматологической помощи детям и беременным женщинам (за исключением ортодонтической помощи) и экстренной стоматологической помощи отдельным категориям;
 - услуги ортодонтической помощи детскому населению из малообеспеченных семей;
 - наблюдение беременных женщин (антенатальное наблюдение) с учетом услуг пренатального и медико-генетического скрининга;
 - медицинская помощь обучающимся в организациях среднего образования;
 - по дерматовенерологической помощи;
 - по услугам молодежных центров здоровья;
 - для республиканских организаций;
 - по услугам пенсионерам и членам семьи военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специализированных государственных органов;
 - по отдельным видам диагностических исследований (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография) для пациентов с подозрением на онкологические заболевания;
 - профилактические медицинские осмотры детей;
 - скрининговые исследования целевых групп детского и взрослого населения;
 - консультативно-диагностические услуги при прегравидарной подготовке.
 
Планирование объема услуг по наблюдению беременных женщин (антенатальное наблюдение) с учетом услуг пренатального и медико-генетического скрининга осуществляется в соответствии с изменениями численности беременных женщин.
Планирование объема услуг по антенатальному наблюдению беременных женщин осуществляется на основании следующих данных:
- количество беременных женщин, получивших услуги по антенатальному наблюдению с учетом возраста за период предыдущего года;
 - контингент беременных женщин по республике, областям и городам республиканского значения, столицы за период предыдущего года;
 - средняя численность населения по республике за период трех предыдущих лет.
 
Планирование объема средств на услуги по антенатальному наблюдению беременных женщин осуществляется поэтапно:
- на уровне областей, городов республиканского значения и столицы;
 - на уровне республики.
 
При планировании объема средств по антенатальному наблюдению беременных женщин производится расчет путем произведения планируемого количества лиц, подлежащих наблюдению на расчетную среднюю стоимость услуг.
Планирование объема медицинской помощи обучающимся в организациях среднего образования осуществляется в соответствии с изменениями численности учащихся по данным местных органов государственного управления.
Планирование объема медицинской помощи обучающимся в организациях среднего образования осуществляется на основании следующих данных:
- количество услуг, оказанных в рамках медицинской помощи обучающимся в организациях среднего образования с учетом возраста и пола за период предыдущего года;
 - средняя численность обучающихся в организациях среднего образования по республике за период предыдущих трех лет.
 
Планирование объема средств на медицинскую помощь обучающимся в организациях среднего образования осуществляется поэтапно:
- на уровне областей, городов республиканского значения и столицы;
 - на уровне республики.
 
При планировании объема средств для оказание медицинской помощи обучающимся в организациях среднего образования производится расчет путем произведения планируемой численности обучающихся на тариф.
В правила добавлены нормы следующего содержания:
Планирование объема средств услуг по консультативно-диагностической помощи при прегравидарной подготовке в системе ОСМС осуществляется поэтапно:
- на уровне областей, городов республиканского значения и столицы;
 - на уровне республики.
 
Планирование объема услуг по консультативно-диагностической помощи при прегравидарной подготовке в системе ОСМС на основании следующих данных:
- количество женщин фертильного возраста, подлежащим прегравидарной подготовке за период предыдущего года;
 - количество исследований в амбулаторных условиях;
 
При планировании объема средств по консультативно-диагностической помощи при прегравидарной подготовке в системе ОСМС производится расчет путем произведения планируемой численности женщин фертильного возраста на тариф.
Приказ вводится в действие с 14 ноября 2025 года за исключением норм, которые вводятся с 1 января 2026 года и с 1 января 2027 года.