Для обменных пунктов обновили требования к внутреннему контролю по противодействию легализации доходов
Национальный банк постановлением от 2 декабря 2025 года утвердил в новой редакции Требования к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, для юридических лиц, осуществляющих деятельность через обменные пункты, сообщает prosud.kz.
Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) осуществляется организацией в целях:
- обеспечения выполнения организацией требований закона о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- поддержания эффективности системы внутреннего контроля организации на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ/ФРОМУ и сопряженными рисками (операционного, репутационного);
- исключения вовлечения организации, ее должностных лиц и работников в процессы ОД/ФТ/ФРОМУ.
В обменном пункте (далее – организации) назначается должностное лицо, ответственное за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля (ответственный работник), а также определяются работники, ответственные за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля.
Усилены требования к ответственному работнику:
- наличие высшего образования;
- наличие стажа работы в финансовых организациях не менее двух лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала);
- наличие безупречной деловой репутации;
- наличие подтверждающего документа о прохождении тестирования в соответствии c требованиями к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, утверждаемыми уполномоченным органом по финансовому мониторингу по согласованию с государственными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства РК о ПОД/ФТ/ФРОМУ (новое, – прим. ред.).
Программа управления рисками ОД/ФТ/ФРОМУ включает, но не ограничивается:
- порядок организации управления рисками ОД/ФТ/ФРОМУ организации в разрезе его структурных подразделений;
- методику оценки рисков ОД/ФТ/ФРОМУ с учетом основных категорий рисков (по типу клиента, страновому риску и риску услуг/продуктов) в отношении уровня риска клиента, а также степени подверженности услуг (продуктов) организации рискам ОД/ФТ/ФРОМУ;
- порядок осуществления регулярного мониторинга, анализа и контроля за рисками клиентов и степенью подверженности продуктов (услуг) организации рискам ОД/ФТ/ФРОМУ, предусматривающий перечень предупредительных мероприятий, порядок и сроки их проведения, контроль за результатами в соответствии с принятыми мерами;
- порядок присвоения, сроки и основания для пересмотра уровней рисков клиентов.
Определены типы клиентов, чья деятельность подвержена высокому уровню риска ОД/ФТ/ФРОМУ:
- иностранцы;
- публичные должностные лица, их супруг (супруга) и близкие родственники, а также их представители;
- лица, расположенные (зарегистрированные) в иностранных государствах, указанных в пункте 16 Требований, а также расположенные в РК филиалы и представительства таких лиц.
Типы контрагентов, чья деятельность понижает риск ОД/ФТ/ФРОМУ:
- Национальный банк РК;
- банки второго уровня – резиденты РК.
Также установлено, что услуги организации, а также способы их предоставления, подверженные высокому риску ОД/ФТ/ФРОМУ, включают (не ограничиваясь) операции по покупке, продаже, обмену наличной иностранной валюты через обменные пункты на сумму, превышающую 2 000 000 тенге.
Организация проводит идентификацию клиента и бенефициарного собственника, а также устанавливает предполагаемую цель деловых отношений или сделки в случаях:
- установления деловых отношений с клиентом;
- совершения клиентом разовой операции (сделки) на сумму, превышающую 500 000 тенге, либо сумму в иностранной валюте, превышающую эквивалент 500 000 тенге, в том числе, путем совершения за один календарный день нескольких операций (сделок) в виде покупки, продажи или обмена наличной иностранной валюты и (или) покупки, продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным банком, через обменный пункт;
- совершения клиентом пороговой операции (сделки);
- выявления подозрительной операции (сделки) клиента;
- наличия оснований для сомнения в достоверности ранее полученных данных о физическом и юридическом лицах.
Идентификация может проводиться в упрощенном или усиленном виде в зависимости от степени риска клиента.
Организации проводят мониторинг операций клиентов и при выявлении необычных или подозрительных операций направляют сведения в АФМ.
В документе говорится, что работники обменных пунктов должны проходить обучение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
Постановление вводится в действие с 22 декабря.