Число жалоб казахстанских потребителей увеличилось на 139% по сравнению с 2021 годом

28.11.2022
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

В городе Астана состоялось заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей под председательством первого вице-министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, сообщает prosud.kz.

В работе совещания приняли участие представители министерств, Верховного суда, общественных институтов потребителей, НПП «Атамекен», экспертное сообщество.  

Председатель комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков подчеркнул неуклонный рост статистики нарушений потребительских прав и число жалоб на недобросовестность бизнеса.

Потребитель остается самым не защищенным звеном в триаде гражданин-бизнес-государство. В сравнении с 2021 годом количество обращений граждан увеличилось на 139%. Но вместе с этим выстраивается законодательная база для совершенствования системы защиты прав потребителей и повышения их юридической культуры, – Аскар Тынысбеков 

Комитет разработал второй пакет поправок в закон «О защите прав потребителей». Основными нововведениями второго пакета поправок являются внедрение института омбудсмена, распространение базовых принципов закона на все сферы услуг, оказываемые субъектами предпринимательства.

Он подчеркнул, что объем розничной торговли за 10 месяцев 2022 года вырос на 116% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а удельный вес обращений в адрес розницы составляет 48%. Аналогичная картина наблюдалась и в 2021 году.

В таких отраслях как транспорт, связь, общественное питание, медицина число обращений выросло в три раза.

Подобную ситуацию с правонарушениями наблюдают и в других госорганах, где количество жалоб только за 6 месяцев 2022 года возросло до 47,2 тысячи, превысив прошлогодний показатель.

Причина тому – низкое качество товаров и услуг. По неофициальным данным 30% продукции на рынке – это подделки. Процветает теневая экономика, по данным Всемирного банка она составляет 30%, а это некачественная, несертифицированная, контрафактная продукция, с которой ежедневно сталкивается потребитель.

Вице-министр юстиции Алма Муканова высказала опасения по поводу освобождения общественных объединений от уплаты госпошлин при подаче иска.

Как это повлияет на статистику подачи исков? Возникнет нагрузка на гражданские суды. Второй аспект – хотелось бы видеть механизмы в части усиления функций госоргана по примирению сторон в рамках внесудебных, медиативных процессов. Что касается возобновления института штрафов, то это давление на бизнес. Это вызовет огромную волну споров. Применяя административные меры, мы грубо вмешиваемся в экономику, гражданско-правовые отношения, – Алма Муканова

Председатель правления объединения юридических лиц «Ассоциация «Лига Потребителей Казахстана» Светлана Романовская ответила, что общественники редко обращаются в суды. 97% всех поступающих жалоб рассматриваются во внесудебном порядке.

Заместитель руководителя департамента Судебной администрации Верховного суда Елдос Жумаксанов заявил, что в целом редакцию закона ВС поддерживает.

Но, есть два момента. Нами не поддерживается предложение о внедрении нового инструмента по взысканию с субъектов предпринимательства через суды в пользу ОО определенных штрафов. Мы считаем, что с этой стороны будут злоупотребления потребителей. Иски будут подаваться с целью заработать на этом, помимо защиты самого потребителя. И здесь может пострадать бизнес. Также мы настаиваем на том, чтобы не сокращать четырехступенчатый алгоритм рассмотрения потребительских споров, так как это противоречит политике государства. Необходимо расширять сферу до- и внесудебного урегулирования, – Елдос Жумаксанов

Светлана Романовская поддержала взгляды Верховного суда в части сохранения четырехступенчатой системы рассмотрения жалоб.