Госзакупки, иждивенчество и строительство: о чем еще говорил Токаев

07.02.2024
Алан Марат
Фото: пресс-служба Акорды
Читайте нас в

Президент Казахстана выступил на совместном заседании палат парламента, сообщает prosud.kz.

Госзакупки, ГЧП и строительная отрасль

На рассмотрении Мажилиса находится законопроект о госзакупках. Документ нуждается в доработке.

  • Здесь основным ориентиром является недопущение различных толкований норм закона, а также требований и критериев, предъявляемых к поставщикам.
  • Следует усилить ответственность поставщиков за срыв сроков и ненадлежащее качество работ, особенно в сфере строительства.

Несмотря на прилагаемые усилия все еще не раскрыт огромный потенциал государственно-частного партнерства

  • Инструмент у нас внедряется преимущественно в социальной сфере, которая, как правило, не генерирует достаточного дохода. Другими словами, мы вливаем средства в строительство объектов в рассрочку, невыгодное для государства.
  • Не надо «изобретать велосипед» – используйте передовой мировой опыт, привлеките международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы. Эту задачу требуется решить оперативно.

Актуальной проблемой является отсутствие эффективного регулирования строительной отрасли, играющей большую роль в социально-экономической жизни страны. 

  • Инвесторы теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов.
  • Полтора года назад я поручал разработать Градостроительный кодекс, соответствующий лучшим мировым практикам. В мой адрес поступает много обращений от экспертов и бизнес-сообщества, что проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Поэтому проект нужно основательно доработать.
  • В настоящее время активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере.
  • В отрасли также накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ
  • Одним из факторов, сдерживающих развитие строительного сектора, да и экономики в целом, все еще остается коррупция

Необходимо принять системные меры для комплексной либерализации экономики.

  • Ключевым направлением в рамках либерализации экономики станет проведение эффективной приватизации.
  • В свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям. Не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации, что создает коррупционные риски. 
  • Серьезные реформы предстоит провести в квазигосударственном секторе. Надо поставить точку в вопросе, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию
  • Поручаю Правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить Указ о либерализации экономики

Крайне важен и жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий.

  • У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда.
  • В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору.
  • Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу. 

Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях.

  • В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. 
  • Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой. 

Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора.

  • Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2.
  • Более десяти лет (с 2012 года) не можем восстановить энергоблок на Экибастузской ГРЭС-1. 
  • В целом, приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. 

Особое внимание нужно уделить социальной сфере.

  • Надо повысить эффективность и адресность социальной помощи.
  • Государственную социальную поддержку получают около 4,5 млн человек, или почти каждый пятый житель страны. При этом большинство из них вполне способны работать.
  • Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах. 
  • Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили.
  • Существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит.
  • Имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли.
  • Необходимо сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан.