Конституционный совет Республики Казахстан – миссия, состав, компетенции

28.09.2022
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Основной миссией Конституционного совета является обеспечение верховенства Конституции на всей территории Республики Казахстан. Совет самостоятелен, независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции и не может исходить из политических и иных мотивов, сообщает prosud.kz.

Конституционный совет РК осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией и Конституционным законом «О Конституционном совете РК», воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других госорганов.

Состав Конституционного совета

Совет состоит из семи членов, в том числе председателя. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного совета являются по праву экс-президенты Казахстана.

Как формируется Конституционный совет

Председатель КС назначается на должность и освобождается от должности президентом Казахстана. Два члена КС назначаются на должность президентом, по два члена КС назначаются по представлению председателей палат парламента соответственно Сенатом и Мажилисом. Половина членов КС обновляется каждые три года.

Кто может стать членом Конституционного совета

В состав КС может быть назначен гражданин Республики Казахстан не моложе тридцати лет, проживающий на территории республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Указанные выше требования не распространяются на экс-президентов республики.

Каков срок полномочий членов Конституционного совета

Полномочия председателя и членов КС длятся шесть лет. В случае выбытия или истечения срока пребывания в должности председатель и члены совета замещаются в порядке, установленном Конституцией и Конституционным законом.

Должности председателя и членов КС замещаются в течение месяца со дня выбытия или истечения срока пребывания лиц в этих должностях. Если срок полномочий председателя или членов КС истекает в период рассмотрения с их участием вопроса, находящегося в производстве совета, то их полномочия сохраняются до вынесения итогового решения.

Кто может обратиться в Конституционный совет

Согласно ст. 72 Конституции правом обращения в КС наделены президент, премьер-министр, председатель Сената, председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов парламента, а также суды в соответствии со ст. 78 Конституции.

Какие вопросы рассматривает Конституционный совет

Совет рассматривает обращения президента в случаях, предусмотренных пп. 10-1 ст. 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных ст. 78 Конституции.

Также, Конституционный совет:

  • решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов президента, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
  • рассматривает до подписания президентом принятые парламентом законы на их соответствие Конституции;
  • рассматривает на соответствие Конституции принятые парламентом и его палатами постановления;
  • рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их Конституции;
  • дает официальное толкование норм Конституции;
  • дает заключения в случаях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 47 Конституции РК.

Сроки рассмотрения обращений в Конституционный совет

Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Месячный срок для принятия итогового решения по требованию президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства.

В случае объединения КС в одно производство связанных между собой обращений месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения.

Основания для принятия или отказа в принятии обращения

КС, проверив обращение, отказывает в принятии обращения к производству, если:

  • обращение не соответствует установленным Конституционным законом форме и содержанию обращения или исходит от ненадлежащего субъекта;
  • предмет обращения не входит в компетенцию КС;
  • конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась КС и имеется сохраняющее юридическую силу решение;
  • указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции;
  • акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу.

Обращения в Конституционный совет от граждан РК

Совет не обладает полномочиями по рассмотрению обращений физических лиц. Однако это не лишает их возможности защиты своих конституционных прав и свобод. Такое право может быть реализовано через суды посредством заявления ходатайств об обращении суда в КС с представлением о признании закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению в данном деле неконституционным в соответствии со ст. 78 Конституции.

Согласно ч. 2 ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса суд обязан приостановить полностью или в соответствующей части производство по делу в случае обращения суда в Конституционный совет с представлением о признании неконституционным подлежащего применению в данном уголовном деле закона или иного нормативного правового акта, ущемляющего закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Суд по ходатайству сторон обязан приостановить полностью или в соответствующей части производство по делу, если КС по инициативе другого суда принято к производству представление о признании закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению по данному уголовному делу, неконституционным.

Аналогичная обязанность суда приостановить производство по делу установлена ст. 272 Гражданского процессуального кодекса, ч. 3 ст. 7 Административного процедурно-процессуального кодекса и ч. 3 ст. 8 Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с пп. 2 п 2 ст. 13 Закона РК от 29 декабря 2021 года «Об Уполномоченном по правам человека в РК» в случаях, имеющих особое общественное значение, либо связанных с массовым нарушением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией, Уполномоченный по правам человека ходатайствует о направлении обращения в Конституционный совет лицами, имеющими такое право.

Решения Конституционного совета

Решения КС принимаются в форме:

  • постановлений, в том числе нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права РК;
  • заключений;
  • посланий.

Итоговое решение КС вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется КС.

Законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие. Признание законов соответствующими Конституции возобновляет течение сроков их подписания. Признание международных договоров республики соответствующими Конституции возобновляет процесс их ратификации.

Изменения и дополнения в Конституцию, признанные не соответствующими требованиям, установленным п. 2 ст. 91 Конституции РК, не могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение парламента.

Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу, не подлежат применению и отменяются. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином правовом акте, исполнению не подлежат.

Выборы президента, признанные не соответствующими Конституции, решением ЦИК на соответствующих избирательных участках признаются недействительными. Признание выборов президента соответствующими Конституции влечет регистрацию избранного президента.

Выборы депутатов Сената и Мажилиса парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением ЦИК в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными. Признание выборов депутатов Сената и Мажилиса парламента соответствующими Конституции влечет регистрацию избранных депутатов.

Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением ЦКР на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными. Признание проведенного референдума соответствующим Конституции влечет возобновление подведения итогов референдума.

Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием парламентом в соответствии с п. 1, 2 ст. 47 Конституции соответственно решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении президента влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности, об отрешении президента. Заключение о соблюдении установленных конституционных процедур влечет продолжение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности либо отрешении президента.

В каких случаях решения Конституционного Совета подлежат пересмотру

Решение КС может быть пересмотрено им по инициативе президента или по собственной инициативе в случаях, если:

  • изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;
  • открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства.

Напомним, с января 2023 года в Казахстане начнет действовать Конституционный суд. Он станет органом, обеспечивающим верховенство Основного закона на всей территории страны. В Минюсте казахстанцам разъяснили порядок обращения в Конституционный суд.