Особенности рассмотрения споров в сфере госзакупок

16.09.2022
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Судья специализированного межрайонного административного суда по ВКО Рсалды Какишева поделилась практикой рассмотрения споров в Административном процедурно-процессуальном кодексе, сообщает prosud.kz.

Хотелось бы обратить внимание на следующие процессуальные моменты:

Протокол об итогах государственных закупок подлежит оспариванию, несмотря на наличие заключенного договора. Об этом говорится в ст. 136 АППК – требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.

В этой связи ошибочно мнение истцов, ссылающихся в данном случае на ст. 65 закона «О правовых актах», что протокол заключением договора прекратил свое действие и не подлежит самостоятельному оспариванию.

Порядок рассмотрения вопроса признания заключенного на основании оспариваемых итогов договора недействительным регламентирован в ст. 84, ст. 155, ст. 156 АППК – в случае признания незаконным протокола суд отменяет и договор в качестве последствий. пункт 2 Нормативного постановления Верховного Суда от 21 апреля 2022 года номер 4 «О применении судами законодательства о государственных закупках».

Следует иметь ввиду, что при оспаривании уведомления уполномоченного органа (департамента внутреннего госаудита), протокола об итогах конкурса необходимо соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора – ст. 47 закона «О государственных закупках», глава 11-1 закона «О государственном аудите и финансовом контроле».

Также обращаем внимание, что в силу ч. 6 ст. 100 АППК в случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие) в другой орган, рассматривающий жалобу, или в суд.

На практике истцы ошибочно зачастую в исках отдельным предметом оспаривают и принятые решения по жалобам, принятым в досудебном порядке, в чем нет необходимости.

Еще один важный процессуальный момент: в силу ч. 3 ст. 106 АППК административный акт, вынесенный в форме электронного документа, рассматривается по месту жительства (нахождения) истца.

В этой связи при оспаривании приказа о включении в реестр недобросовестных поставщиков; решений, заключений, предписаний, уведомлений департамента внутреннего госаудита, подача иска осуществляется по месту жительства (нахождения) истца.

Судья специализированного межрайонного административного суда по ВКО, координатор по СМИ Рсалды Какишева