Представлен Национальный доклад о состоянии адвокатуры в Казахстане

22.02.2023
Алан Марат
prosud
Читайте нас в

Национальный доклад о состоянии деятельности адвокатуры в Казахстане подготовили впервые. Республиканская коллегия адвокатов планирует делать такой срез ежегодно. Об этом рассказал на пресс-конференции председатель РКА Айдын Бикебаев, передает корреспондент prosud.kz.

По словам Айдына Бикебаева, в концепции правовой политики на ближайшие 10 лет об адвокатуре ни разу не говорится.

В результате происходит бессистемное и хаотичное законотворчество. Есть нормы, которые ущемляют права адвокатов. Чтобы восполнить пробел и дать правильное направление, в апреле 2022 года мы утвердили Концепцию развития юридической профессии и подготовили соответствующий законопроект, – председатель РКА Айдын Бикебаев

По его словам, республиканская коллегия инициировала рассмотрение концепции в Комиссии по правам человека при президенте, в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе, в Мажилисе и в рабочей группе Сената, но не увидела какой-либо поддержки со стороны соответствующего департамента Министерства юстиции – органа, ответственного за обеспечение прав граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Бикебаев добавил, что не все предложения коллегии адвокатов включили в законопроект, которые отправили в аппарат правительства.

Я понимаю, что 2022 год был сложный. Трагический январь, Конституционные реформы, референдум, президентские выборы. Но больше ждать уже нельзя. Большой блок в Нацдокладе посвящен нарушениям прав адвокатов. Приведены конкретные примеры, которые мои коллеги более подробно расскажут. Есть вопиющие случаи, когда на адвокатов возбуждают уголовные дела по сомнительным ложным и надуманным основаниям, есть факты избиения адвокатов. Это при том, что адвокат имеет специальный статус, – Айдын Бикебаев

Спикеры рассказали журналистам о примерах различных нарушений, включая факты установления требований о прохождении рентгеновского сканера при посещении клиентов, наличие видеокамер в комнатах для встреч с адвокатами, проведение негласных следственных действий в отношении адвокатов и даже регистрацию досудебного расследования в отношении адвоката по надуманным основаниям.

Адвокат Игорь Вранчев сообщил, что один из его коллег обратился в республиканскую коллегию в связи с тем, что воспрепятствовали его профессиональной деятельности, отказав в конфиденциальной беседе с подзащитным. 

Сотрудники департамента экономических расследований по городу Алматы отказали адвокату в конфиденциальной беседе. Наш коллега, понимая, что конфиденциальность соблюдена не будет, отказался. Проследовал за подзащитным в здание департамента экономических расследований, после в здание ИВС города Алматы, но так и не получил возможности провести конфиденциальную беседу со своим подзащитным. Разговор состоялся лишь на следующий день, – Игорь Вранчев

РКА по данному факту сделала обращение в Генеральную прокуратуру, департамент экономических расследований. Им ответили, что нарушений требований уголовно-процессуального законодательства не было установлено. 

Мейрам Шаймерденов также отметил, что в отношении адвокатов проводятся негласные следственные действия. 

От одного члена коллегии поступили сведения, что в Департаменте антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области был записан его разговор с подзащитным. Эти записи были представлены в суде в качестве доказательств. Адвокат обжаловал в досудебном расследовании, что эти записи являются незаконными, однако прокуратура отказала в удовлетворении жалобы. Только в суде первой инстанции при рассмотрении уголовного дела эта запись была признана незаконной и исключена из числа доказательств, – Мейрам Шаймерденов 

При этом, по словам спикера, сотрудники, которые произвели эту запись, не понесли наказания. Он напомнил, что в соответствии с п. 8 ст. 232 Уголовно-процессуального кодекса запрещено проводить негласные следственные действия в отношении адвоката, если он не совершает преступление. 

Адвокат Айман Умарова озвучила другую наболевшую проблему, с которой сталкиваются ее коллеги, а именно – гласность правосудия. По ее словам, у адвокатов нет возможности озвучивать нарушения, допущенные по отношению к их подзащитным в ходе досудебного расследования, а также нет равноправия с органами следствия. 

Прокурор может говорить открыто, в чем именно обвиняют человека, а адвокат не может ничего сказать, потому что у него берут подписку о неразглашении. Принцип гласности был придуман, чтобы по всем делам была гласность. Кроме госсекретов, интимных сторон жизни и других моментов, когда дело делают закрытым. Но правоохранительные органы берут подписку даже там, где нет секретов. Все материалы дела нам и так не дают, мы с ними можем ознакомится только в конце, когда завершено следствие. Они хотят, чтобы мы молчали, не говорили об их непрофессионализме, не говорили, что пытали нашего клиента, не говорили, что нарушаются законы, – Айман Умарова