Страхование имущества: как избежать непредвиденных затрат
По данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка за январь-февраль 2023 года страховые премии составили 170 млрд тенге, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Основным драйвером роста страховых премий является класс добровольного имущественного страхования, сообщает prosud.kz.
Предотвратить стихийные бедствия, такие как: пожар, буря, или наводнение невозможно, но можно минимизировать риски, застраховав свое имущество от непредвиденных расходов.
Страхование имущества относится к добровольным видам страхования и остается личным выбором каждого человека.
Чтобы правильно застраховать свою недвижимость, каждый собственник должен понимать от каких рисков именно ему важнее всего застраховаться, как работает механизм страховки, понять суммы выплат и тарифы той или иной компании.
От каких рисков можно застраховать имущество
Страховать можно и нужно от различных рисков. Так, например, можно застраховать свою квартиру от залива водой (водопроводной водой, водой из системы отопления, протечки крыши в результате выпадения осадков) или рисков, связанных с пожаром и кражей. Различают следующие страховые случаи, которые влекут за собой утрату, гибель или повреждение имущества:
- пожар, удар молнии, взрыв;
- стихийные бедствия (оползни, ураганы, бури, наводнения, ливни и другие);
- затопление водой;
- наезд транспортного средства;
- столкновение или падения на имущество летательных аппаратов, их обломков или предметов и грузов из них;
- противоправные действия третьих лиц, кражи, разбои, грабежи;
- землетрясения и другие случаи.
Как правильно выбрать страховую компанию
Ознакомиться с перечнем лицензированных страховщиков в Казахстане можно на сайте АРРФР в разделе – «Деятельность» – «Реестр разрешений и уведомлений».
На что необходимо обратить внимание, при заключении договора страхования?
В первую очередь, стоит изучить документ, который нужно подписать. Речь идет о договоре страхования, условия которого должны содержать конкретный перечень рисков и страховых случаев, размер страховой выплаты при наступлении страхового случая, а также исчерпывающий перечень документов, предоставляемый при наступлении страхового случая.
В обязательном порядке внимательно стоит изучить:
- что относят к страховому событию;
- что покрывает страховой полис;
- какие имеются исключения;
- какие риски покрываются страховкой, а какие нет;
- что необходимо делать при наступлении страхового случая и какие документы необходимо предоставить.
Также стоит обратить внимание на франшизу, которая гарантирует страховщику то, что страхователь, заключив договор, не станет беспечно обходиться со своим имуществом.
Иными словами франшиза – это собственное участие страхователя в погашении страхового ущерба. Размер франшизы указывает сумму, которую страхователь оплатит из своего кармана при наступлении страхового случая. Между размером франшизы и тарифом наблюдается четкая зависимость: чем меньше франшиза – тем больше страховой тариф и наоборот.
Если условия договора непонятны или вызывают сомнение, стоит уточнить вопросы у менеджера страховой компании.
Наступление некоторых событий не влечет за собой выплату компенсации. К ним относятся самостоятельная порча имущества, несоблюдение требований пожарной безопасности, установленных в Республике Казахстан, ущерб, возникший, в результате монтажа, перепланировки застрахованного имущества и другое, – проект Fingramota
Какие документы нужны для страхования имущества?
Страховой полис оформляется на основании сведений, содержащихся в вашем заявлении.
К заявлению необходимо приложить:
- копию документа, удостоверяющего вашу личность;
- копии документа о праве собственности на имущество или имущественного интереса (договор о купли - продаже, аренды и т.д.);
- подтверждающие документы о стоимости объекта недвижимости.
Страховщик вправе при оформлении страхового полиса произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости – назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости.
Страховой полис вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента уплаты страхователем страховой премии, а при уплате ее в рассрочку – первого страхового взноса. Периодом действия страховой защиты является срок, указанный в страховом полисе.
Что делать при наступлении страхового случая?
При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, необходимо:
- незамедлительно сообщить о случившемся в компетентные органы для документального оформления события и уведомить страховщика или его уполномоченного представителя/аварийного комиссара;
- в сроки, указанные в договоре страхования, предоставить в письменной форме заявление о страховом случае страховщику или его уполномоченному представителю, а также сообщить ему все известные сведения об обстоятельствах события, видах и предполагаемых размерах причиненного ущерба ;
- сохранить пострадавшее имущество (если это не противоречит интересам безопасности или не приведет к увеличению ущерба) до осмотра его представителем страховщика в том виде, в котором оно оказалось на момент его повреждения/гибели.
- обеспечить представителю страховщика возможность беспрепятственного осмотра поврежденного имущества и другие действия, предусмотренные договором страхования.
Размер ущерба определяется страховой компанией на основании представленных вами документов и/или независимым экспертом, имеющим соответствующую лицензию.