В Казахстане планируют законодательно усилить работу Координационного совета по борьбе с пытками

20.03.2024
Алан Марат
Фото: из открытых источников
Читайте нас в

В Казахстане необходимо создавать уникальные методы формирования групп национального превентивного механизма и координации их деятельности, сообщает корреспондент prosud.kz.

Поэтому в разработке предложения по изменениям в законодательство для усиления работы Координационного совета и национального превентивного механизма, сообщил заведующий отделом Национального превентивного механизма Национального центра по правам человека Сабыржан Сейтжанов.

В Казахстане Координационный совет сформировали в начале 2013 года как консультативно-совещательный орган, целью которого является координация деятельности Национального превентивного механизма (НПМ) по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

На данный момент Координационный совет работает в обновленном составе в рамках установленных законодательных актов.

В январе прошло заседание комиссии по отбору нового состава совета при Уполномоченном по правам человека. Сейчас благодаря проведенной работе в каждом регионе есть представители, что дает возможность работать более эффективно.

На данный момент в разработке находятся предложения изменений в законодательство с целью усиления работы Координационного совета и национального превентивного механизма.

В частности, по поручению уполномоченного по правам человека вырабатываются предложения для усиления независимости и автономности участников НПМ и Координационного совета. В первую очередь речь идет о правилах превентивных посещений учреждений КУИС, согласно которым предполагается отмена норм по сопровождению участников НПМ. Также предлагается ввести норму о возмещении расходов участников национального превентивного механизма.

Отмечается, что данная работа проводится в рамках реализации заключительных замечаний Комитета ООН против пыток по четвертому периодическому докладу Казахстана.

В 2023 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон об ужесточении наказания за пытки.

Несмотря на это, с каждым годом количество зарегистрированных уголовных дел по статье 146 (Пытки) УК РК увеличивается.

По данным Комитета правовой статистики и специальным учетом Генеральной прокуратуры, если в ЕРДР в 2021 году было зарегистрировано 102 уголовных дел по пыткам, в 2022 году ситуация практически не изменилась, составив 101 факт, в 2023 году показатель вырос до 109, а за два месяца 2024 года уже зарегистрировано 60 правонарушений. В первую очередь это связано с активным отслеживанием и борьбой Национального центра по правам человека, представителей Уполномоченного по правам человека и участников НПМ против пыток и иных жестоких видов обращения.

Сегодня участники НПМ на регулярной основе посещают учреждения уголовно-исполнительной системы, в большинстве своем в следственных изоляторах.

По итогам уполномоченным госорганам, а это органы ведущие следствие и содержание под стражей, отправляют рекомендации по тем или иным вопросам. За год формируется более 3 тыс. рекомендаций.

Большинство из них касается жилищно-бытовых условий, оказание качественной медицинской помощи, а также проведение информационно-просветительных мероприятий, как с сотрудниками учреждений, так и с содержащимися в них лицами.

Однако рекомендации исполняются лишь на 50 %, так как для решения многих проблем и вопросов учреждениям требуются выделить бюджет, либо необходимо определенное количество времени.

Изучив опыт каждой страны можно сделать выводы, что консультативно-совещательные органы имеют схожую методику осуществления деятельности, разница в количестве членов, методике из отбора и дальнейшего взаимодействия с государственными органами, а также срок их полномочий.

Учитывая уникальность опыта каждой страны, по причине множества различных факторов (размер территорий, менталитет, историческое прошлое и т.д.) можно сделать вывод о том, что эффективные методики одной страны могут не коррелироваться в условиях другой страны.

Казахстан в 10 раз превышает территории европейских и постсоветских стран. Это подразумевает, что необходимо создавать уникальные методы формирования групп национального превентивного механизма и координации их деятельности в связи с большим количеством подмандатных учреждений.

Поэтому опыт Казахстана может пригодиться странам, которые имеют схожие территориальные условия и планируют у себя внедрение или реформу института превенции пыток.

В процессе исполнения полномочий участниками национального превентивного механизма им требуется консультативно-совещательная помощь, которую предоставляют Координационный совет. В новом составе, как уже говорилось выше, имеется представленность по каждому региону, городу республиканского значения и столицы.

На данный момент в совет входит 37 человек (14 мужчин и 23 женщины), где каждый обладает практическим или научным опытом по защите прав человека и превенции пыток в закрытых учреждениях.