Как будет применяться принудительный труд в Казахстане
В случае если у нарушителя отсутствуют материальные возможности выплатить штраф, суд рассматривает вопрос замены штрафа на общественные работы, объяснила на брифинге вице-министр юстиции РК Алма Муканова, передает корреспондент prosud.kz.
По словам спикера, применение принудительного труда в рамках дел об административных правонарушениях возможно по целому ряду составов с учетом сопоставимости наказания с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения.
Например, по ст. 434 КоАП «Мелкое хулиганство» применение административного взыскания в виде принудительного труда является логичным, в силу малозначительности совершенного нарушения, его вреда, – Алма Муканова
Она добавила, что общественные работы – это общественно полезный труд, целью которого будет являться «воспитание» правонарушителя посредством труда, и как мера превентивного характера, направленная на исключение совершения повторных административных правонарушений.
По ее словам, общественные работы предлагается установить в качестве основного вида административного взыскания, с исчислением их в часах – на срок от 10 до 150 часов.
На брифинге напомнили, что размер штрафа в рамках части первой статьи 434 «Мелкое хулиганство» составляет 5 МРП. В качестве примера в министерстве привели следующие расчеты:
- 1 МРП – 3 450 тенге;
- 1 МЗП – 70 000 тенге;
- 1 месяц - 21 рабочих дней;
- 70 000 : 21 = 3 333 тенге;
- 5 МРП = 17 250 тенге : 3 333 тенге = 5,17 рабочего дня и 41 час.
При этом, как уточнили в ведомстве, привлечение к принудительному труду не будет применяться к беременным женщинам, лицам, имеющим малолетних детей в возрасте до трех лет, женщинам в возрасте 58 лет и выше, мужчинам в возрасте 63 лет и выше, лицам с инвалидностью первой или второй группы, военнослужащим.
Предлагается организацию и контроль по применению принудительного труда возложить на местные исполнительные органы и органы внутренних дел.
Согласно данным Минюста, в настоящее время реализация общественных работ осуществляется местными исполнительными и органами пробации.
Так, за местными исполнительными органами планируется закрепить функции по:
- ведению табеля учета отработанного времени;
- составлению акта выполненных работ;
- информированию органов внутренних дел о поведении нарушителя;
- уведомлению органов внутренних дел об уклонении нарушителя от общественных работ.
За органами внутренних дел функции по:
- ведению учета нарушителей;
- контролю исполнения общественных работ, организуемых МИО;
- проведению с нарушителем профилактической беседы;
- в отношении нарушителя, скрывшегося с целью уклонения от общественных работ вносить в суд представление о замене наказания на арест и осуществлять розыскные мероприятия (при необходимости) и другое.
Механизм реализации общественных работ видится следующим образом. В суд будут поступать материалы по адмправонарушению, суд самостоятельно определяет меру взыскания путем исследования всех обстоятельств не только самого дела, но и личности, совершившей его. В случае если у нарушителя отсутствуют материальные возможности выплатить штраф, суд рассматривает вопрос замены штрафа на общественные работы. Далее выносит в отношении нарушителя решение о привлечении к общественным работам и направляет его в адрес местных исполнительных органов для организации общественных работ, – Алма Муканова