Для урегулирования неплатежеспособных банков планируется внедрение нового механизма

В рамках нового закона о банках предусматривается внедрение нового механизма урегулирования неплатежеспособных банков, соответствующего передовой международной практике, сообщает prosud.kz.
Об этом председатель Агентства по регулирования и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила в ходе презентации в Мажилисе законопроектов "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка".
Законопроекты разработаны в реализацию Посланий Главы государства 2024 и 2025 годов.
Ключевое отличие от действующего подхода заключается в переходе к четкой системе антикризисных режимов, которые будут применяться последовательно в зависимости от степени ухудшения финансового состояния банка. Механизм урегулирования состоит из трех антикризисных режимов: усиленного надзора, восстановления финансовой устойчивости и урегулирования неплатежеспособного банка. Переход между режимами будет осуществляться по заранее установленным триггерам, что обеспечит своевременное реагирование и предсказуемость действий регулятора.Мадина Абылкасымова
Стоит отметить, что данный подход является международным стандартом и внедрен большинством ведущих регуляторов, включая ЕС, США, Великобританию.
В целях предотвращения ухудшения финансового состояния банков вводятся новые требования по разработке планов восстановления банков и планов урегулирования. Планы восстановления содержат детальные меры по выводу банка из кризисной ситуации и предотвращению наступления неплатежеспособности. Разработка и ежегодное обновление таких планов станет обязанностью банков.Мадина Абылкасымова
Для системно значимых банков вводится требование поддерживать достаточный уровень способности к поглощению убытков, что позволит конвертировать их обязательства в капитал в случае наступления неплатежеспособности и снизит потребность во внешней поддержке.
Участие государства в поддержке банков будет допускаться только как крайняя мера – исключительно в отношении системно значимых банков и только при полном использовании акционерного капитала, а также конвертации обязательств в капитал.
Единственной формой государственной поддержки станет прямое вхождение государства в капитал системно значимого банка для сохранения стабильности финансовой системы. Государственное участие будет носить временный и возмездный характер и осуществляться в минимально необходимом объеме. Оно будет сопровождаться сменой акционеров и руководства банка, запретом на выплату дивидендов и бонусов, ограничением рискованных операций и реализацией плана финансового оздоровления.Мадина Абылкасымова
После восстановления финансовой устойчивости банк будет подлежать продаже новому инвестору, а вложенные государственные средства возврату в бюджет.
Также четко разграничиваются полномочия государственных органов в сфере урегулирования деятельности банков. Закреплена компетенция Правительства и Национального Банка при урегулировании системно значимых банков. В компетенцию Агентства будет отнесен надзор за реализацией планов восстановления и урегулирования, а также применение антикризисных режимов в отношении всех банков. Ключевую координирующую роль будет выполнять Совет по финансовой стабильности, ответственный за принятие решений о применении мер урегулирования и об участии государства в процедурах поддержки.
Таким образом, формируется современная система урегулирования неплатежеспособных банков, соответствующая международным стандартам и обеспечивающая баланс между устойчивостью финансового сектора и защитой интересов клиентов.Мадина Абылкасымова
Новый закон о банках учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов