Снижающий риск аварийности ТЭК сервис внедрит Минэнерго

Сегодня, 15:49
Автор материала: Медина Искакова
предприятие, завод Фото: pixabay

Минэнерго внедряет цифровые решения, направленных на повышение надежности и прозрачности управления топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), сообщает prosud.kz.

Одним из ключевых результатов внедрения является сокращение риска аварийности в отопительный сезон на 25%.

В настоящее время Министерство реализует отраслевую платформу "Единая государственная система управления топливно-энергетическим комплексом" (EnergyTech). Платформа объединит все сферы ТЭК — от энергетики, недропользования и переработки до угольной промышленности — в рамках единого цифрового решения, разработанного по стандартам QazTech.

Полномасштабная реализация и ввод в промышленную эксплуатацию запланированы на 2026–2027 годы.

На сегодняшний день в эксплуатации находятся семь цифровых сервисов, два из которых — в энергетическом секторе:

  • цифровой сервис мониторинга подготовки и прохождения осенне-зимнего периода;
  • цифровой сервис по утверждению предельного тарифа.

В 2025 году в опытную эксплуатацию запущен отраслевой сервис мониторинга готовности и прохождения осенне-зимнего периода, который обеспечивает полный учет и контроль активов, онлайн-мониторинг объектов и планирование ремонтов в единой цифровой среде.

В системе созданы цифровые реестры объектов, узлов и оборудования, обеспечивающие унификацию данных, типизацию активов и их привязку к нормативам и ремонтным циклам. Следующим этапом станет переход от бумажных журналов дефектов к цифровым реестрам, что позволит повысить качество контроля и оперативность принятия решений.

Ожидаемый эффект:

  • сокращение сроков мониторинга готовности к отопительному сезону до 90 дней;
  • снижение риска аварийности в отопительный сезон на 25%.

Кроме того, в текущем году в опытную эксплуатацию введен цифровой сервис подачи и рассмотрения заявок на утверждение предельных тарифов станций. Он полностью исключает бумажный документооборот, повышает прозрачность и управляемость процесса, а также сокращает сроки и операционные издержки. На данном этапе сервис охватывает 63 субъекта, 83 объекта генерации и более 1 600 обработанных документов.