Снижение коррупционных правонарушений отмечается в Узбекистане
В Узбекистане с 1 июля Антикоррупционное агентство наделяется полномочиями единого координатора в вопросах поощрения информаторов о фактах коррупции, сообщает prosud.kz.
Согласно новым правилам процесс выплат будет осуществляться централизованно через специальный фонд ведомства, что призвано исключить ведомственную волокиту и субъективный фактор на местах. В Агентстве уверены, как только граждане увидят, что система работает прозрачно и гарантирует обещанные выплаты, уровень общественной активности в неприятии коррупции заметно вырастет.
За 2025 год в call-центр Агентства поступило более 500 анонимных сигналов. Значительная часть заявителей отказалась раскрывать свои личности или давать официальные показания, опасаясь давления со стороны тех, кого они изобличали.
Нововведения вводят в правовое поле понятие "охранного ордера" для информаторов. Этот инструмент призван обеспечить не только конфиденциальность личности заявителя, но и его физическую безопасность, а также защиту от административного давления. Гарантия анонимности теперь закрепляется на высшем уровне.
По данным ведомства, в течение 2024 года было зафиксировано свыше сорока подтвержденных сообщений о коррупционных правонарушениях. Однако финансовое поощрение, предусмотренное законом, получил лишь один заявитель. Абсолютное большинство информаторов довольствовались формальными благодарственными письмами.
В конце января текущего года президент Шавкат Мирзиёев сообщил об увольнении нескольких высокопоставленных чиновников. Он публично заявил о случаях коррупции и многомиллиардных хищениях бюджетных средств. Увольнения коснулись руководства МВД, налоговой службы, Агентства по управлению государственными активами (АУГА), а также правления "Узбекнефтегаза".
Согласно данным Агентства по противодействию коррупции в 2025 году зарегистрировано 5222 коррупционных преступления против 5716 годом ранее. Снижение показателя составило 8,6%. Наибольшее количество нарушений зафиксировано в системах здравоохранения, дошкольного и школьного образования, а также в местных хокимиятах (акиматах). Более 300 коррупционных преступлений приходится именно на органы местной исполнительной власти. При этом свыше 80% таких случаев, по данным анализа, связаны с деятельностью помощников хокимов.
С 1 января в Узбекистане внедрена новая система антикоррупционного контроля во всех государственных органах.