Бухучет в государственных учреждениях: новые правила

16.05.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Налог, налоги, пошлина, пошлины, налогообложение, налоговое обложение, оплата, платеж, платежи, экономика, финансы, калькулятор Фото: freepik
Читайте нас в:

Министр финансов РК приказом от 12 мая 2025 года утвердил Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, сообщает prosud.kz.

Правила устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, отражения учета налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, от продажи финансовых активов государства.

Госучреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности в соответствии с учетной политикой, которая определяет конкретные модели учета из рассмотренных в утвержденных Правилах.

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является представление полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, – говорится в тексте.

Бухгалтерский учет в государственном учреждении осуществляется бухгалтерской службой государственного учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Главный бухгалтер или лицо, его замещающего государственного учреждения назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю государственного учреждения, при отсутствии последнего лицу, на которого соответствующим приказом возложено исполнение обязанностей.

Главный бухгалтер государственного учреждения обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки финансовой отчетности.

Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем государственного учреждения или лица, его замещающего или уполномоченным им лицом банковские документы и документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также финансовые обязательства. Руководитель государственного учреждения предоставляет право подписи банковских документов и бухгалтерских документов уполномоченным на это лицам по представлению главного бухгалтера. Данные полномочия представляются на основании приказов руководителя государственного учреждения. Документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Основанием для отражения записей в регистрах бухгалтерского учета служат надлежаще оформленные первичные документы, которые фиксируют факт совершения операции или события.

Первичные документы составляются в момент совершения операции или события, если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции или события.

Первичные документы содержат следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа (формы);
  • дату составления;
  • наименование организации или фамилию и инициалы, от имени которого составлен документ;
  • содержание операции или события;
  • единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
  • наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;
  • бизнес-идентификационный номер (БИН).

Электронная форма первичного документа имеет силу первичного документа, оформленного на бумажном носителе. Использующий электронные подписи принимает надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям.

При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях государственные учреждения при необходимости распечатывают документы на бумажных носителях.

Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности.

Принцип начисления обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.

Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности.

Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, достоверное представление, сопоставимость, своевременность и проверяемость.

Подробнее с текстом правил можно ознакомиться по ссылке.

Приказ вводится в действие с 26 мая.