Как проводится оценка эффективности управления госимуществом

22.05.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Налог, налоги, пошлина, пошлины, налогообложение, налоговое обложение, оплата, платеж, платежи, экономика, финансы, калькулятор Фото: pexels
Читайте нас в:

Министр национальной экономики РК приказом от 30 апреля 2025 года утвердил Правила оценки эффективности управления государственным имуществом, сообщает prosud.kz.

Оценка эффективности управления государственным имуществом – это инструмент определения эффективности деятельности уполномоченного органа соответствующей отрасли и местного исполнительного органа либо аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа по управлению государственным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, и принадлежащими государству акциями и долями участия в уставном капитале юридических лиц.

Оценка проводится в целях определения эффективности управления государственным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, и принадлежащими государству акциями и долями участия в уставном капитале юридических лиц.

Оценка включает:

  • аналитическую информацию о состоянии государственного имущества за отчетный период в целом и по видам республиканского и коммунального имущества;
  • оценку эффективности управления государственным имуществом, в том числе оценку уполномоченных органов соответствующих отраслей и местных исполнительных органов либо аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в зависимости от эффективности их деятельности по управлению государственными юридическими лицами, и принадлежащими государству акциями и долями участия в уставном капитале юридических лиц;
  • выработку рекомендаций по повышению эффективности управления государственным имуществом.

Оценка осуществляется в два этапа:

  • первый этап – сбор информации, необходимой для проведения оценки, от уполномоченных органов соответствующих отраслей и местных исполнительных органов либо аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
  • второй этап – оценка деятельности уполномоченных органов соответствующих отраслей и местных исполнительных органов либо аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по управлению государственным имуществом по бальной системе (не более 2 баллов по каждому показателю).

Оценка осуществляется на основе следующей информации:

1. отчета о результатах деятельности уполномоченного органа соответствующей отрасли или местного исполнительного органа либо аппарата акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа по управлению государственным имуществом.

В отчете при заполнении показателей по критериям оценки не учитываются организации, в которых в отчетном году произошла смена уполномоченного органа соответствующей отрасли или местного исполнительного органа либо аппарата акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа, осуществляющего права владения и пользования государственным пакетом акций (долей участия в уставном капитале) акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) и управление государственными юридическими лицами, а также вновь созданные организации.

Источником информации для составления отчета являются:

  • годовая финансовая отчетность организаций;
  • утвержденные, скорректированные планы развития и отчеты по их исполнению государственных предприятий и контролируемых государством АО (ТОО);
  • результаты проверки органами государственного финансового контроля организаций на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан при поступлении неналоговых платежей в бюджет и использовании активов государства;
  • результаты проведенной инвентаризации, паспортизации и переоценки имущества, закрепленного на балансе государственных юридических лиц;

2. аналитическая записка к отчету, составляемая в произвольной форме и содержащая следующие сведения:

  • анализ показателей отчета с изложением положительных сторон и недостатков;
  • поименный перечень организаций, в которых в отчетном году произошла смена уполномоченного органа соответствующей отрасли или местного исполнительного органа либо аппарата акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа, осуществляющего права владения и пользования государственным пакетом акций (долей участия в уставном капитале) акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) и управление государственными юридическими лицами;
  • предложения по финансово-экономическому оздоровлению неплатежеспособных государственных предприятий и контролируемых государством АО (ТОО);
  • системные недостатки и проблемы, выявленные при управлении организациями;
  • предложения по повышению эффективности управления организациями;

3. сведения о результатах проверки органами государственного финансового контроля организаций на предмет соблюдения законодательства РК при поступлении неналоговых платежей в бюджет и использовании активов государства;

4. данные реестра государственного имущества;

5. результатов мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства.

Оценка проводится по следующим критериям:

  • "Снижение количества организаций, имеющих отрицательный финансовый результат"
  • "Обеспечение поступлений в бюджет части чистого дохода государственных предприятий и дивидендов (доходов) на государственный пакет акций (долю участия в уставном капитале) контролируемых государством АО (ТОО)"
  • "Соблюдение утвержденных нормативов и натуральных норм"
  • "Проведение инвентаризации, паспортизации и переоценки имущества, закрепленного на балансе государственных юридических лиц"
  • "Представление в реестр государственного имущества утвержденных, в том числе скорректированных планов развития и отчетов по их исполнению государственных предприятий и контролируемых государством АО (ТОО)"
  • "Качество планирования показателей плана развития"
  • "Эффективность использования средств и активов государства государственными предприятиями и контролируемыми государством АО (ТОО)"

Устойчивость финансового состояния государственных предприятий и контролируемых государством АО (ТОО) определяется по коэффициенту текущей ликвидности и коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами.

По коэффициенту текущей ликвидности определяется общая обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение текущих (оборотных) активов к текущим (краткосрочным) обязательствам организации.

По коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами определяется наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к величине оборотных активов организации. Размер собственных оборотных средств вычисляется как разность между собственным капиталом и его внеоборотными активами.

Неплатежеспособными считаются государственные предприятия и контролируемые государством АО (ТОО) при наличии одного из следующих условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 1,5;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

По результатам оценки уполномоченный орган производит группировку уполномоченных органов соответствующих отраслей и местных исполнительных органов либо аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов на:

1) уполномоченные органы соответствующих отраслей и местные исполнительные органы либо аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, осуществляющие деятельность по управлению государственными учреждениями:

  • с высокой эффективностью (10-8 баллов);
  • со средней эффективностью (7-4 балла);
  • с низкой эффективностью (3-0 баллов);

2) уполномоченные органы соответствующих отраслей, осуществляющие деятельность по управлению государственными предприятиями:

  • с высокой эффективностью (20-18 баллов);
  • со средней эффективностью (17-8 баллов);
  • с низкой эффективностью (7-0 баллов);

местные исполнительные органы либо аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, осуществляющие деятельность по управлению государственными предприятиями:

  • с высокой эффективностью (18-16 баллов);
  • со средней эффективностью (15-8 баллов);
  • с низкой эффективностью (7-0 баллов);

3) уполномоченные органы соответствующих отраслей и местные исполнительные органы, осуществляющие деятельность по управлению государственными пакетами акций акционерных обществ:

  • с высокой эффективностью (16-14 баллов);
  • со средней эффективностью (13-6 баллов);
  • с низкой эффективностью (5-0 баллов);

4) уполномоченные органы соответствующих отраслей и местные исполнительные органы, осуществляющие деятельность по управлению государственными долями участия товариществ с ограниченной ответственностью:

  • с высокой эффективностью (16-14 баллов);
  • о средней эффективностью (13-6 баллов);
  • с низкой эффективностью (5-0 баллов).

Приказ вводится в действие с 1 июня.