Детям с ограниченными возможностями окажут психолого-педагогическую поддержку

27.05.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Детская рука, игрушки, ребенок Фото: pixabay
Читайте нас в:

Министр просвещения приказом от 21 мая 2025 года утвердил Стандарт специальной психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, сообщает prosud.kz.

Стандарт распространяется на субъекты образования независимо от их форм собственности, предоставляющие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями (ОВ).

Субъектами, предоставляющими специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, являются:

  • дошкольные организации;
  • организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего);
  • специализированные организации образования;
  • специальные организации образования;
  • организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организации дополнительного образования для детей.

Специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВ включает комплекс услуг:

  • командная оценка;
  • разработка индивидуально-развивающей программы;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей или иных законных представителей, педагогов.

Субъекты, предоставляющие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, проводят следующие мероприятия:

  • информируют родителей или иных законных представителей о целях, задачах, методах оценки и предполагаемых формах поддержки;
  • получают письменное согласие родителей или иных законных представителей на проведение оценки;
  • гарантируют конфиденциальность полученных данных и их использование исключительно в интересах ребенка;
  • создают условия для обучения и воспитания, адаптации образовательной и развивающей среды в соответствии с потребностями ребёнка;
  • осуществляют стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг динамики сформированности навыков детей;
  • обеспечивают взаимодействие с родителями или иными законными представителями для обсуждения результатов оценки и предложенных мер поддержки;
  • оказывают методическую и консультативную поддержку педагогам;
  • обеспечивают междисциплинарное взаимодействие педагогов.

Специальная психолого-педагогическая поддержка оказывается детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, со специфическими трудностями в обучении, с задержкой психического развития, интеллекта, с нарушениями или трудностями общения и социального взаимодействия (в том числе с аутизмом и расстройствами аутистического спектра), поведения, со сложными нарушениями с согласия родителей или иных законных представителей.

Оказание специальной психолого-педагогической поддержки детям с ОВ осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ оказывают специальные педагоги (учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагог-психолог, учителя музыки (музыкальный руководитель), физической культуры.

Педагоги, оказывающие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, ведут документацию на электронном и (или) бумажном носителе.

Специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВ обеспечивается педагогами на основе командной оценки и проводится с целью:

  • определения уровня когнитивного развития (внимание, память, мышление);
  • оценки моторных навыков (развитие мелкой и крупной моторики);
  • оценки эмоционально-волевой сферы (степень тревожности, особенности поведения, эмоциональный фон);
  • исследования речевого развития (лексико-грамматическая структура, фонетико-фонематический строй, понимание и воспроизведение речи);
  • выявления трудностей в обучении (уровня навыков чтения, письма и счета);
  • анализа уровня социальной адаптации (способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, уровень самостоятельности);
  • определения продолжительности, интенсивности, периодичности занятий в соответствии с индивидуальными потребностями детей.

Специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВ направлена на личностное, физическое, когнитивное развитие, а также:

  • на формирование произношения и развитие слухового восприятия, обиходно-разговорной и жестовой речи;
  • на охрану и развитие остаточного зрения, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекции нарушений развития речи, мимики и пантомимики;
  • на формирование и развитие специальных коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных умений и навыков с учетом выраженности нарушений опорно-двигательного аппарата, обучение двигательным навыкам, создание предпосылок для успешной бытовой, игровой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе;
  • на развитие речевой активности и коммуникации, коррекции звукопроизношении, формирование лексико-грамматического строя речи;
  • на формирование звуко-буквенного анализа, автоматизации процессов понимания прочитанного, ориентировки в пространстве, развития графо-моторных навыков, математических навыков, понимания чисел и их операций, создание положительного отношения к обучению;
  • на развитие психических процессов, формирование учебной мотивации, речевых и коммуникативных навыков, бытовых и трудовых навыков, формирование социальной активности;
  • на сенсорное и познавательное развитие, восприятия окружающего мира, временно-пространственной организации, формирование личностных качеств, социально-бытовых и трудовых навыков;
  • на формирование коммуникативных навыков, умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование и развитие эмоционального интеллекта, самоконтроля, навыков самообслуживания и самостоятельности, снижение тревожности, формирование позитивных моделей поведения, адаптации в обществе;
  • на развитие саморегуляции, повышения концентрации внимания, эмоционально-волевой сферы, устойчивости к отвлекающим факторам, формирование социальных навыков, обучение конструктивному общению, распознаванию эмоций и принятию социальных норм;
  • на формирование и развитие коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных умений и коммуникативных навыков, знаний об окружающем мире, ориентировке в пространстве, развитие движений, мелкой моторики и осязания.

Качество предоставления субъектами специальной психолого-педагогической поддержки детям с ОВ обеспечивается путем оказания комплексной, индивидуальной и ориентированной на потребности каждого ребёнка помощи.

Приказ вводится в действие с 6 июня.