Детям с ограниченными возможностями окажут психолого-педагогическую поддержку

Министр просвещения приказом от 21 мая 2025 года утвердил Стандарт специальной психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, сообщает prosud.kz.
Стандарт распространяется на субъекты образования независимо от их форм собственности, предоставляющие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями (ОВ).
Субъектами, предоставляющими специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, являются:
- дошкольные организации;
- организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего);
- специализированные организации образования;
- специальные организации образования;
- организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организации дополнительного образования для детей.
Специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВ включает комплекс услуг:
- командная оценка;
- разработка индивидуально-развивающей программы;
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей или иных законных представителей, педагогов.
Субъекты, предоставляющие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, проводят следующие мероприятия:
- информируют родителей или иных законных представителей о целях, задачах, методах оценки и предполагаемых формах поддержки;
- получают письменное согласие родителей или иных законных представителей на проведение оценки;
- гарантируют конфиденциальность полученных данных и их использование исключительно в интересах ребенка;
- создают условия для обучения и воспитания, адаптации образовательной и развивающей среды в соответствии с потребностями ребёнка;
- осуществляют стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг динамики сформированности навыков детей;
- обеспечивают взаимодействие с родителями или иными законными представителями для обсуждения результатов оценки и предложенных мер поддержки;
- оказывают методическую и консультативную поддержку педагогам;
- обеспечивают междисциплинарное взаимодействие педагогов.
Специальная психолого-педагогическая поддержка оказывается детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, со специфическими трудностями в обучении, с задержкой психического развития, интеллекта, с нарушениями или трудностями общения и социального взаимодействия (в том числе с аутизмом и расстройствами аутистического спектра), поведения, со сложными нарушениями с согласия родителей или иных законных представителей.
Оказание специальной психолого-педагогической поддержки детям с ОВ осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.
Специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ оказывают специальные педагоги (учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагог-психолог, учителя музыки (музыкальный руководитель), физической культуры.
Педагоги, оказывающие специальную психолого-педагогическую поддержку детям с ОВ, ведут документацию на электронном и (или) бумажном носителе.
Специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВ обеспечивается педагогами на основе командной оценки и проводится с целью:
- определения уровня когнитивного развития (внимание, память, мышление);
- оценки моторных навыков (развитие мелкой и крупной моторики);
- оценки эмоционально-волевой сферы (степень тревожности, особенности поведения, эмоциональный фон);
- исследования речевого развития (лексико-грамматическая структура, фонетико-фонематический строй, понимание и воспроизведение речи);
- выявления трудностей в обучении (уровня навыков чтения, письма и счета);
- анализа уровня социальной адаптации (способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, уровень самостоятельности);
- определения продолжительности, интенсивности, периодичности занятий в соответствии с индивидуальными потребностями детей.
Специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВ направлена на личностное, физическое, когнитивное развитие, а также:
- на формирование произношения и развитие слухового восприятия, обиходно-разговорной и жестовой речи;
- на охрану и развитие остаточного зрения, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекции нарушений развития речи, мимики и пантомимики;
- на формирование и развитие специальных коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных умений и навыков с учетом выраженности нарушений опорно-двигательного аппарата, обучение двигательным навыкам, создание предпосылок для успешной бытовой, игровой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе;
- на развитие речевой активности и коммуникации, коррекции звукопроизношении, формирование лексико-грамматического строя речи;
- на формирование звуко-буквенного анализа, автоматизации процессов понимания прочитанного, ориентировки в пространстве, развития графо-моторных навыков, математических навыков, понимания чисел и их операций, создание положительного отношения к обучению;
- на развитие психических процессов, формирование учебной мотивации, речевых и коммуникативных навыков, бытовых и трудовых навыков, формирование социальной активности;
- на сенсорное и познавательное развитие, восприятия окружающего мира, временно-пространственной организации, формирование личностных качеств, социально-бытовых и трудовых навыков;
- на формирование коммуникативных навыков, умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование и развитие эмоционального интеллекта, самоконтроля, навыков самообслуживания и самостоятельности, снижение тревожности, формирование позитивных моделей поведения, адаптации в обществе;
- на развитие саморегуляции, повышения концентрации внимания, эмоционально-волевой сферы, устойчивости к отвлекающим факторам, формирование социальных навыков, обучение конструктивному общению, распознаванию эмоций и принятию социальных норм;
- на формирование и развитие коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных умений и коммуникативных навыков, знаний об окружающем мире, ориентировке в пространстве, развитие движений, мелкой моторики и осязания.
Качество предоставления субъектами специальной психолого-педагогической поддержки детям с ОВ обеспечивается путем оказания комплексной, индивидуальной и ориентированной на потребности каждого ребёнка помощи.
Приказ вводится в действие с 6 июня.