Как разрабатывают долгосрочный прогноз развития Казахстана: новые правила

Министр национальной экономики РК приказом от 28 мая 2025 года утвердил Правила, сроки разработки, структуру и содержание долгосрочного прогноза развития Республики Казахстан, порядок взаимодействия государственных органов, сообщает prosud.kz.
Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в 3 года на десятилетний период на основе данных, представляемых центральными уполномоченными органами и другими участниками государственного планирования.
Документ разрабатывается на республиканском уровне государственного управления центральным уполномоченным органом по бюджетной политике совместно с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и другими заинтересованными государственными органами. После одобрения правительства его публикуют на официальном интернет-ресурсе, в том числе на интернет-портале открытых бюджетов центрального уполномоченного органа по бюджетной политике.
Долгосрочный прогноз не уточняется и не корректируется при уточнении и корректировке бюджета.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, разрабатывает вариантный прогноз показателей Долгосрочного прогноза на предстоящий планируемый период и направляет его в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета и центральный уполномоченный орган по государственному имуществу.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, центральный уполномоченный орган по государственному имуществу на основе вариантного прогноза показателей Долгосрочного прогноза не позднее 20 мая года, предшествующего планируемому периоду, направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике вариантный прогноз погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства и долговых обязательств государственного сектора.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому периоду, разрабатывает вариантный прогноз показателей Долгосрочного прогноза, включая вариантный прогноз бюджетных параметров, на предстоящий планируемый период и вносит на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами и организациями в срок до 15 июля года, предшествующего планируемому периоду:
- проводит оценку эффекта государственных расходов по бюджетным инвестициям и эффекта государственных расходов на экономический рост;
- формирует информацию об отклонениях от показателей результатов и их причин, анализ реалистичности выбранных целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов в отрасли и сфере.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому периоду, формирует и вносит на рассмотрение Комиссии проект Долгосрочного прогноза.
Проект Долгосрочного прогноза после одобрения Комиссией в течение 3 рабочих дней вносится на рассмотрение в правительство РК.
Одобренный правительством Долгосрочный прогноз не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому периоду, публикуется на официальном интернет-ресурсе, в том числе на интернет-портале открытых бюджетов центрального уполномоченного органа по бюджетной политике.
Долгосрочный прогноз состоит из следующих разделов:
- итоги социально-экономического развития РК за предыдущее десятилетие;
- анализ текущей (на момент формирования Долгосрочного прогноза) ситуации и тенденций в отраслях экономики с учетом факторов, влияющих на экономику;
- варианты внешних и внутренних условий социально-экономического развития РК;
- риски социально-экономического развития страны на долгосрочный период;
- варианты прогноза развития РК на долгосрочный период и другие варианты, учитывающие изменения внешних и внутренних условий развития курируемых отраслей и сфер;
- основные направления и меры реализации социально-экономической политики на долгосрочный период;
- прогноз показателей долгосрочного прогноза развития РК;
- оценка устойчивости государственных финансов;
- оценка социально-экономического эффекта;
- прогноз параметров государственных финансов и Национального фонда РК на долгосрочный период.
Взаимодействие государственных органов при разработке Долгосрочного прогноза направлено на обеспечение полноты, качества и достоверности представляемой информации, а также соблюдение установленных сроков разработки Долгосрочного прогноза.
Приказ вводится в действие с 14 июня.