Основные характеристики автоматизированных станций измерения утвердили в Казахстане

Министр транспорта приказом от 27 мая 2025 года внес изменения в Правила организации работы автоматизированных станций измерения, сообщает prosud.kz.
Правила дополнены нормой, в которой говорится, что автоматизированные станции измерения в движении автотранспортного средства соответствуют основным характеристикам автоматизированных станций измерения.
Также добавлено новое приложение, которым утверждаются основные характеристики автоматизированных станций измерения (АСИ).
Так, АСИ включает в себя комплекс сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, аппаратно-программного комплекса позволяющих производить измерение в движении, обработку и передачу следующих параметров автотранспортных средств:
- общая масса;
- нагрузка на одиночную ось;
- нагрузка на группу осей, расположенных на одной подвеске;
- нагрузка на каждую ось в группе осей;
- расстояния между осями;
- количество осей;
- габаритные параметры на дорогах республиканского значения;
- класс (тип) автотранспортного средства;
- распознавание ГРНЗ;
- скорость движения.
Оборудование и программное обеспечение АСИ не препятствует и/или не создает помех участникам дорожного движения, в том числе не влияет на скорость движения автотранспортного потока в рамках установленной скорости.
Измерение массы и осевых нагрузок автотранспортных средств осуществляется с помощью специальных сенсоров взвешивания, вмонтированных в дорогу:
- сенсоры взвешивания с высокоточными и надежными устройствами, способными обеспечивать точные измерения массы и осевых нагрузок транспортных средств;
- сенсоры, установленные в дорожное покрытие на определенном участке дороги. Они размещаются таким образом, чтобы каждый колесный обод автотранспорта проходил над ними для обеспечения точного измерения;
- сенсоры оборудуются специальными датчиками, которые регистрируют весовые и осевые нагрузки, а также скорость и габариты транспортного средства при проезде по республиканским дорогам;
- сенсоры устойчивые к воздействию окружающей среды и обеспечивающие безопасность дорожного движения. Они не создают препятствия для проезда транспортных средств и защищены от повреждений.
В целях недопущения фактов умышленного искажения результатов измерения, весовое оборудование и его программное обеспечение имеют следующие функции определения некорректного проезда автотранспортных средств:
- мониторинг и анализ скорости проезда транспортного средства с учетом установленных ограничений для соответствующего типа транспортного средства;
- определение несоответствия габаритов транспортного средства допустимым нормам для данного участка дороги, включая выявление нарушений по высоте, ширине и длине транспортного средства при проезде по республиканским дорогам;
- регистрация всех проездов и соответствующих данных, таких как дата, время, тип транспортного средства и его габариты.
АСИ устанавливается на дорожные участки с повышенным уровнем транспортного движения в соответствии с анализом транспортной нагрузки, особенно на участках с интенсивным грузовым транспортом, исключая возможность их объезда, а также выезда транспортных средств за пределы покрытия проезжей части на обочину.
Измерение фактических габаритных параметров автотранспортных средств при проезде по республиканским дорогам проводится с помощью лазерных систем измерения для повышенной точности.
Распознавание ГРНЗ осуществляется автоматически на основе фотографии автомобиля и/или видеопотока, полученной с видеокамеры в момент пересечения зоны измерений автотранспортного средства.
АСИ на основе данных сенсоров взвешивания и оборудования фото-, видеофиксации автоматически фиксирует следующие нарушения правил дорожного движения:
- превышение допустимых весовых и габаритных параметров автотранспортных средств при проезде по республиканским дорогам;
- превышение установленной скорости движения автотранспортных средств;
- нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;
- определение некорректного проезда автотранспортных средств через автоматизированную станцию измерения (к некорректному проезду относится резкий разгон и торможение, виляние, выезд за линии дорожной разметки и/или границ расположения весового оборудования, движение в противоположенном направлении, несоблюдение интервала с передним движущимся транспортным средством).
Информация о проезде автотранспортных средств, в том числе имеющих превышения весовых и габаритных параметров над допустимыми, зафиксированных АСИ, передается в ИС уполномоченного органа в сфере автомобильного транспорта по доступным цифровым каналам связи в соответствии с требованиями законодательства в сфере информатизации и информационной безопасности.
АСИ имеет возможность идентификации ГРНЗ с точностью не менее 95 %, а также измеряет весогабаритные параметры вне зависимости от скорости проезда АТС.
На республиканских дорогах при проезде через автоматизированную станцию измерения требуется соблюдение интервала движения с впереди движущимся транспортным средством не менее 30 метров.
Приказ вводится в действие с 20 июня.