Основные характеристики автоматизированных станций измерения утвердили в Казахстане

Вчера, 15:49
Автор материала: Эльмира Караева
Грузовик на дороге Фото: pixabay
Читайте нас в:

Министр транспорта приказом от 27 мая 2025 года внес изменения в Правила организации работы автоматизированных станций измерения, сообщает prosud.kz.

Правила дополнены нормой, в которой говорится, что автоматизированные станции измерения в движении автотранспортного средства соответствуют основным характеристикам автоматизированных станций измерения.

Также добавлено новое приложение, которым утверждаются основные характеристики автоматизированных станций измерения (АСИ).

Так, АСИ включает в себя комплекс сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, аппаратно-программного комплекса позволяющих производить измерение в движении, обработку и передачу следующих параметров автотранспортных средств:

  • общая масса;
  • нагрузка на одиночную ось;
  • нагрузка на группу осей, расположенных на одной подвеске;
  • нагрузка на каждую ось в группе осей;
  • расстояния между осями;
  • количество осей;
  • габаритные параметры на дорогах республиканского значения;
  • класс (тип) автотранспортного средства;
  • распознавание ГРНЗ;
  • скорость движения.

Оборудование и программное обеспечение АСИ не препятствует и/или не создает помех участникам дорожного движения, в том числе не влияет на скорость движения автотранспортного потока в рамках установленной скорости.

Измерение массы и осевых нагрузок автотранспортных средств осуществляется с помощью специальных сенсоров взвешивания, вмонтированных в дорогу:

  • сенсоры взвешивания с высокоточными и надежными устройствами, способными обеспечивать точные измерения массы и осевых нагрузок транспортных средств;
  • сенсоры, установленные в дорожное покрытие на определенном участке дороги. Они размещаются таким образом, чтобы каждый колесный обод автотранспорта проходил над ними для обеспечения точного измерения;
  • сенсоры оборудуются специальными датчиками, которые регистрируют весовые и осевые нагрузки, а также скорость и габариты транспортного средства при проезде по республиканским дорогам;
  • сенсоры устойчивые к воздействию окружающей среды и обеспечивающие безопасность дорожного движения. Они не создают препятствия для проезда транспортных средств и защищены от повреждений.

В целях недопущения фактов умышленного искажения результатов измерения, весовое оборудование и его программное обеспечение имеют следующие функции определения некорректного проезда автотранспортных средств:

  • мониторинг и анализ скорости проезда транспортного средства с учетом установленных ограничений для соответствующего типа транспортного средства;
  • определение несоответствия габаритов транспортного средства допустимым нормам для данного участка дороги, включая выявление нарушений по высоте, ширине и длине транспортного средства при проезде по республиканским дорогам;
  • регистрация всех проездов и соответствующих данных, таких как дата, время, тип транспортного средства и его габариты.

АСИ устанавливается на дорожные участки с повышенным уровнем транспортного движения в соответствии с анализом транспортной нагрузки, особенно на участках с интенсивным грузовым транспортом, исключая возможность их объезда, а также выезда транспортных средств за пределы покрытия проезжей части на обочину.

Измерение фактических габаритных параметров автотранспортных средств при проезде по республиканским дорогам проводится с помощью лазерных систем измерения для повышенной точности.

Распознавание ГРНЗ осуществляется автоматически на основе фотографии автомобиля и/или видеопотока, полученной с видеокамеры в момент пересечения зоны измерений автотранспортного средства.

АСИ на основе данных сенсоров взвешивания и оборудования фото-, видеофиксации автоматически фиксирует следующие нарушения правил дорожного движения:

  • превышение допустимых весовых и габаритных параметров автотранспортных средств при проезде по республиканским дорогам;
  • превышение установленной скорости движения автотранспортных средств;
  • нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;
  • определение некорректного проезда автотранспортных средств через автоматизированную станцию измерения (к некорректному проезду относится резкий разгон и торможение, виляние, выезд за линии дорожной разметки и/или границ расположения весового оборудования, движение в противоположенном направлении, несоблюдение интервала с передним движущимся транспортным средством).

Информация о проезде автотранспортных средств, в том числе имеющих превышения весовых и габаритных параметров над допустимыми, зафиксированных АСИ, передается в ИС уполномоченного органа в сфере автомобильного транспорта по доступным цифровым каналам связи в соответствии с требованиями законодательства в сфере информатизации и информационной безопасности.

АСИ имеет возможность идентификации ГРНЗ с точностью не менее 95 %, а также измеряет весогабаритные параметры вне зависимости от скорости проезда АТС.

На республиканских дорогах при проезде через автоматизированную станцию измерения требуется соблюдение интервала движения с впереди движущимся транспортным средством не менее 30 метров.

Приказ вводится в действие с 20 июня.