Гражданскую беспилотную авиацию намерены развивать в Казахстане

Правительство постановлением от 4 июня 2025 года утвердило Концепцию развития гражданской беспилотной авиации Республики Казахстан на 2025-2031 годы, сообщает prosud.kz.
Текущая ситуация
Гражданская беспилотная авиация является одной из наиболее развивающихся отраслей экономики кв Казахстане. Прогнозируется, что количество произведенных беспилотных авиационных системам (БАС) увеличится с 2 млн. единиц в 2021 году до 6,5 млн в 2030 году.
В РК подготовлена нормативная правовая база, которая при должной реализации позволит следовать тенденциям развития беспилотной авиации в мире, включая переход к городской мобильности и беспилотным такси.
К настоящему времени обществом поставлено на учет более 1452 БАС, выдано около 894 сертификатов внешних пилотов/операторов БАС, 78 разрешений на выполнение полетов над густонаселенными районами населенных пунктов, 56 разрешений юридическим лицам на выполнение различных авиационных работ с применением БАС (картография, геодезия, мониторинг, авиационно-химические работы и т.д.), 5 организаций и авиационных учебных центров согласовали программы теоретической и практической подготовки операторов БАС различных категорий.
Анализ государственных закупок БАС в Казахстане показывает, что в 2021 году проведено 365 закупок, в 2022 году – 298 закупок, а за 2023 год – более 423 закупок, в рамках которых закупались "дроны" различного назначения, в том числе БАС военного и гражданского назначения. Из средств государственного бюджета на закуп БАС в 2023 году затрачено более 2,5 млрд тенге.
Развитие отрасли гражданской беспилотной авиации Казахстана должно базироваться на следующих ключевых принципах:
- Безопасность гражданской беспилотной авиации: минимизация рисков причинения ущерба жизни и здоровью людей, минимизация рисков для общественной безопасности и национальной безопасности, что является наивысшим приоритетом. Исходя из этого принципа, видится целесообразным руководствоваться опытом Китайской Народной Республики в организации и государственном регулировании деятельности гражданской беспилотной авиации. Деятельность БАС должна быть прозрачна для уполномоченного органа и уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, для правоохранительных органов на каждом этапе от ввоза или производства БАС до их эксплуатации и утилизации.
- Максимальная свобода для развития гражданской беспилотной авиации: Казахстан должен использовать исторический шанс и занять на вновь образующемся глобальном рынке БАС свою нишу. Это требует обеспечения полной свободы для субъектов гражданской беспилотной авиации в рамках установленных требований и мониторинга со стороны уполномоченных и правоохранительных органов.
Ключевыми подходами к развитию гражданской беспилотной авиации Казахстана станут:
- формирование институциональной научной основы для развития гражданской беспилотной авиации в Республике Казахстан;
- совершенствование системы подготовки кадров для отрасли беспилотной гражданской авиации;
- расширение сферы применения БАС и формирование институциональной основы для безопасного роста масштабов использования БАС;
- поддержка отечественных производителей БАС и их компонентов;
- обеспечение ответственного подхода в развитии применения БАС.
Эффективность реализации Концепции будет измеряться следующими целевыми индикаторами:
- Принятие Высшей научно-технической комиссией при правительстве не менее одной долгосрочной стратегии по направлению БАС с 2027 года.
- Формирование и эффективная реализация с 2027 года не менее одной долгосрочной и не менее одной среднесрочной стратегии по научной и научно-технической политике в сфере БАС, разработанной национальным научным советом, определенным головным советом по вопросам гражданской беспилотной авиации.Рост количества сертифицированных и прошедших профессиональное обучение операторов и/или внешних пилотов БАС до 5000 человек до 2031 года.
Результаты реализации Концепции в 2031 году:
- 80% охват организаций среднего и профессионального образования обучением основам гражданской беспилотной авиации, включая техническую и эксплуатационную части, с учетом требований нормативных правовых актов в области гражданской и экспериментальной авиации.
- Доля субъектов сельского хозяйства, промышленности и энергетики, применяющих БАС, составит не менее 30%.
- Локализация производства ключевых компонентов БАС на территории Казахстана до 10%.
- Занятие казахстанскими предприятиями, осуществляющими разработку или производство БАС или его компонентов, включая программное обеспечение, перспективных специфичных ниш на глобальном рынке БАС, выражающееся в применении не менее трех таких разработок на международных рынках.
Постановление введено в действие с 4 июня.