Как получить заключение антимонопольного органа об отсутствии аналогичных товаров, работ, услуг

АЗРК приказом от 16 июня 2025 года утвердило Правила выдачи заключений антимонопольного органа об отсутствии субъектов предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг и отсутствии иной возможности их приобретения на конкурсной основе, сообщает prosud.kz.
Правилами определены понятия:
- Правление Агентства – коллегиальный орган управления, создаваемый первым руководителем антимонопольного органа.
- потенциальный заменитель – это товар или услуга, которые, исходя из доступной информации, могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых с заявленным товаром или услугой, то есть сопоставимы по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и иным параметрам, и могут быть использованы потребителем взамен заявленного товара (услуги);
- потенциальный конкурент – признается субъект рынка, который имеет возможность (владеет оборудованием, технологиями) производить и (или) реализовать товар, аналогичный либо взаимозаменяемый с товаром конкурента, но не производит и не реализует его на соответствующем товарном рынке.
- принцип приоритета конкуренции – принцип, в соответствии с которым антимонопольный орган при рассмотрении ходатайств о согласовании осуществления закупки способом из одного источника исходит из приоритета применения конкурентных способов закупок;
- заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением государственных предприятий как имущественных комплексов, юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними юридических лиц, переданных в доверительное управление физическим или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа.
Для получения заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, а также об отсутствии иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе, заказчик представляет в антимонопольный орган ходатайство и перечень о подтверждении сведений к ходатайству посредством Единой системы электронного документооборота.
При подаче ходатайства заказчик вправе дополнительно представить документы и (или) сведения, которые, по его мнению, имеют значение для рассмотрения ходатайства.
Заказчик несет ответственность за полноту, обоснованность и достоверность сведений и документов, содержащихся в ходатайстве.
Куда подать ходатайство
Ходатайство представляется:
- в антимонопольный орган, если заказчиком, является центральный государственный орган или организация, имущество которой находится в республиканской собственности;
- в территориальное подразделение антимонопольного органа по месту регистрации заказчика, если заказчиком, является местный исполнительный орган или организация, имущество которой находится в коммунальной собственности.
Ходатайство представляется отдельно по каждому предмету закупки – товару, работ, услуг.
При поступлении ходатайства антимонопольный орган рассматривает его на соответствие требованиям, включая полноту представленных документов и надлежащее заполнение установленной формы.
В случае выявления несоответствия ходатайство оставляется без рассмотрения, о чем антимонопольный орган уведомляет заказчика с указанием причин.
Срок рассмотрения ходатайства составляет тридцать рабочих дней со дня его регистрации антимонопольным органом.
Ходатайства о приобретении товаров или услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лиц, обладающих исключительными правами на соответствующие товары или услуги, рассматривают в следующей последовательности:
- определение наименования товара или услуги;
- выявление потенциальных заменителей;
- анализ информации на веб-портале государственных закупок на предмет осуществления конкурентных закупок заявленного товара, услуги и их потенциальных заменителей.
Определение наименования товара или услуги осуществляется на основании одного или совокупности следующих критериев:
- нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности;
- анализа сведений, содержащихся в материалах ходатайства, о функциональном назначении и (или) применении товара или услуги, включая цели потребления и потребительские свойства;
- решений о предоставлении лицензий, а также документов, подтверждающих наличие лицензии (при наличии);
- справочника товаров, работ и услуг, определенного уполномоченным органом, используемого для осуществления государственных закупок.
Потенциальные заменители определяются на основании любой доступной информации, включая данные собственных исследований, проведенных антимонопольным органом (в том числе сведения об аналогичных либо взаимозаменяемых товарах и (или) услугах, установленные в рамках анализа состояния конкуренции на товарных рынках), сведения из открытых источников, результаты маркетинговых и социологических исследований, а также информацию, предоставляемую ведомственными и независимыми информационными центрами и службами в отношении соответствующего товара либо услуги.
Говорится, что определение потенциальных заменителей также может осуществляться на основании анализа классификационной группы товаров или услуг, в которую входит объект закупки, в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД).
По результатам вышеуказанных действий осуществляется анализ информации на веб-портале государственных закупок на предмет осуществления конкурентных закупок заявленного товара или услуги и их потенциальных заменителей.
В случае, если предметом закупки являются программное обеспечение, продление сроков действия лицензий и технической поддержки, а также оборудование, необходимое для функционирования или использования программного обеспечения, антимонопольный орган отказывает в предоставлении заключения.
Ходатайства о приобретении товаров, работ, услуг у акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, а также у государственных предприятий рассматривают в следующем порядке:
- изучение полномочий заявителя в части осуществления управления в отношении заявленного АО, ТОО или государственного предприятия, а также на предмет установления таких полномочий законами или указами президента Рк;
- анализ нормативной правовой базы, а также сведений и пояснений, содержащихся в материалах ходатайства, в части наличия законодательных запретов или ограничений для субъектов частного предпринимательства на поставку соответствующих товаров, выполнение работ, оказание услуг государству;
- определение потенциальных конкурентов на основании анализа информации, предоставляемой уполномоченным органом в области государственной статистики, о действующих субъектах предпринимательства по соответствующему коду по ОКЭД;
- анализ информации, размещенной на веб-портале государственных закупок, на предмет осуществления конкурентных закупок заявленных товаров, работ, услуг либо их потенциальных заменителей.
Порядок установления отсутствия иной возможности приобретения соответствующих товаров, работ, услуг на конкурентной основе:
- установление предмета закупки и его соответствия цели обращения;
- определение обстоятельств, исключающих возможность осуществления закупки на конкурентной основе.
- при рассмотрении ходатайства уполномоченного государственного органа либо заказчика антимонопольный орган устанавливает, что предметом обращения является исключительно:
- приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, форумов, симпозиумов, тренингов;
- оплата за участие в указанных мероприятиях.
В случае подтверждения соответствия предмета ходатайства указанным требованиям антимонопольный орган дополнительно устанавливает наличие одного из следующих обстоятельств:
- участие в мероприятии либо приобретение материалов предусмотрено международным договором или межправительственным соглашением, участником которого является РК, и из которого прямо вытекает обязанность РК участвовать в мероприятии либо приобрести соответствующие материалы;
- наличие прямого поручения или согласования Главы государства, подтвержденного официальным документом.
При наличии одного из указанных обстоятельств антимонопольный орган вправе выдать заключение.
Заключение антимонопольного органа не требуется в следующих случаях:
- при приобретении товаров, работ, услуг у организаций, обеспечивающих деятельность органов национальной безопасности и избирательных комиссий – в соответствии с законом;
- при приобретении учебников и учебно-методических комплексов, в том числе электронной форме, для обучающихся и воспитанников организаций образования, когда выбор осуществляется педагогами в установленном порядке, на основании предоставленного им законодательством права.
По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган либо территориальное подразделение антимонопольного органа формирует заключение, содержащее:
- основание рассмотрения;
- предмет ходатайства;
- сведения о потенциальном поставщике, указанном в ходатайстве;
- перечень действий, проведенных в рамках рассмотрения, с кратким описанием полученных результатов;
- обоснование выводов по каждому этапу рассмотрения;
- срок действия заключения;
- итоговый вывод о наличии или отсутствии оснований для выдачи заключения.
Оформленное Заключение либо мотивированный отказ в выдаче Заключения направляется заказчику посредством Единой системы электронного документооборота в срок не позднее трех рабочих дней с даты принятия решения.
Приказ вводится в действие с 28 июня.