Регламент о безопасности гидротехнических сооружений приняли в Казахстане

25.07.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Водохранилище, водохранилища, водосбережение, система водосбережения, плотина, плотины, водная инфраструктура, водные ресурсы, дамба, дамбы Фото: unsplash

Министр водных ресурсов и ирригации приказом от 15 июля 2025 года утвердил Регламент о безопасности гидротехнических сооружений, сообщает prosud.kz.

Регламент определяет виды гидротехнических сооружений (ГТС), отнесенных к потенциально опасным сооружениям, требования по их безопасности, предъявляемые к проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции, консервации или ликвидации.

В зависимости от характеристик и степени потенциальной опасности для окружающей среды и жизнедеятельности человека ГТС распределяются на классы опасности в порядке от наивысшего к наименьшему.

К ГТС I класса опасности относятся:

  • плотины высотой более тридцати метров и (или) объемом водохранилища более 100 миллионов кубических метров;
  • гидроузлы с пропускной способностью более 100 кубических метров в секунду.

К ГТС II класса опасности относятся:

  • плотины высотой более двадцати метров и (или) объемом водохранилища более 50 миллионов кубических метров;
  • гидроузлы с пропускной способностью более 50 кубических метров в секунду.

К ГТС III класса опасности относятся:

  • плотины высотой более десяти метров и (или) объемом водохранилища более двадцати миллионов кубических метров;
  • гидроузлы с пропускной способностью более двадцати кубических метров в секунду.

К ГТС IV класса опасности относятся:

  • плотины высотой более пяти метров и (или) объемом водохранилища более десяти миллионов кубических метров;
  • плотины высотой до пяти метров и (или) объемом водохранилища менее десяти миллионов кубических метров, в случаях если разрушение этих ГТС может причинить вред жизни, здоровью человека и окружающей среде;
  • гидроузлы с пропускной способностью до десяти кубических метров в секунду, в случаях если разрушение этих ГТС может причинить вред жизни, здоровью человека и окружающей среде.

Обеспечение безопасности осуществляется на основании требований, предъявляемых к проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции консервации и ликвидации ГТС.

Для обеспечения безопасности ГТС проводятся натурные наблюдения (мониторинг) за их работой и состоянием, как в процессе строительства, так и при эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации.

При расчетах учитываются результаты инженерных изысканий, функциональное назначение и характеристики месторасположения ГТС, предполагаемые последствия разрушения несущих строительных конструкций, а также неблагоприятные сочетания нагрузок и воздействий.

Для предотвращения возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций при строительстве ГТС в сейсмоопасных районах применяются специальные проектно-конструкторские решения.

Собственник (владелец) ГТС обеспечивают безопасную эксплуатацию ГТС по функциональному назначению, безопасный уровень их технического состояния, а также техническое обслуживание, текущий ремонт и модернизацию.

При угрозе возникновения аварий, связанных с предполагаемыми или случившимися чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, собственник (владелец) ГТС принимает меры по обеспечению безопасности, а также по выводу ГТС из эксплуатации, в случае несоответствия контролируемых параметров ГТС установленным требованиям безопасности на основании правил эксплуатации ГТС.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера на ГТС осуществляется собственником (владельцем) в соответствии с планом мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проектной документацией по восстановлению ГТС.

Собственник (владелец) ГТС при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод принимает следующие меры:

  • соблюдает правила эксплуатации ГТС;
  • систематически анализирует состояние безопасности ГТС;
  • проводит регулярные обследования технического состояния ГТС;
  • поддерживает в постоянной готовности локальные системы оповещения гражданской защиты на ГТС.

Также собственник (владелец) ГТС обеспечивает безопасность физических лиц на ГТС.

Эксплуатация ГТС допускается при наличии:

  • паспорта ГТС;
  • правил эксплуатации ГТС;
  • декларации безопасности ГТС.

Приказ вводится в действие с 3 августа.

Мы сообщали, что в Казахстане утвердили Правила проведения многофакторного обследования гидротехнических сооружений.