Субсидировать строительство и модернизацию систем водоснабжения будут в Казахстане

Сегодня, 16:48
Автор материала: Эльмира Караева
Кран с водой, вода, водоснабжение, система водоснабжения, отсутствие воды, отключение воды, раковина, горячая вода, холодная вода, водопровод Фото: pixabay

Министр промышленности и строительства подписал приказ от 7 августа 2025 года об утверждении Правил субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, сообщает prosud.kz.

Для отбора инвестиционных проектов администратор бюджетной программы создает рабочую группу, в состав которой включаются представители структурных подразделений администратора бюджетной программы, заинтересованных государственных органов и иных организаций, а также представители финансового института.

Субсидирование строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения осуществляется в качестве экономического стимулирования развития систем водоснабжения и водоотведения.

Субсидирование строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения осуществляется по следующим направлениям:

  • техническое сопровождение проектов, которое включает разработку технического обоснования, проектно-сметной документации, осуществление технического и авторского надзоров;
  • капиталоемкие расходы, в том числе расходы на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, материалов.

Субсидия не предоставляется на возмещение затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, а также на цели участия в уставном капитале, покрытие убытков хозяйственной деятельности получателя субсидий, оплату услуг оператора.

Субсидия выдается на условиях совместного финансирования инвестиционных проектов с финансовыми институтами.

Указывается, что объем субсидии определяется как разница между общей стоимостью инвестиционного проекта и кредита, предоставляемого финансовым институтом.

Объем субсидии не может превышать сумму кредита предоставляемого финансовым институтом. Выделение субсидии осуществляется в рамках средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год.

Предоставление субсидии производится на основании трехстороннего договора, заключаемого между администратором, финансовым институтом и получателем субсидии, в котором устанавливаются правоотношения сторон при предоставлении и использовании займа и субсидии.

Оплата предстоящих платежей производится на основании соответствующих документов, подтверждающих необходимость оплаты, в том числе актов выполненных работ, сертификатов соответствия и качества, счетов-фактур и документов бухгалтерского учета по оказанным услугам, приобретенному оборудованию и материалам.

Правилами установлено, что одним из условии субсидирования является обеспечение эффективного и целевого использования выделенных средств, достижение прямых показателей инвестиционного проекта, а также исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта).

При этом, субсидия не предоставляется в случае, если мероприятия, планируемые к реализации в рамках субсидирования предусматриваются в рамках иных мер государственной поддержки.

Получатель субсидии использует средства субсидии только на цели, предусмотренные инвестиционным проектом и трехсторонним договором.

Субсидия предоставляется при соблюдении следующих критериев:

  • экономическая и социальная эффективность инвестиционного проекта и реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционным проектом;
  • окупаемость мероприятий, реализуемых за счет займа, получаемого из средств финансового института;
  • экономическое обоснование субсидии, подтверждаемое расчетами и соответствующими документами;
  • проведение мероприятий по энергоэффективности и ресурсосбережению при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
  • применение единой технической политики, в том числе, технологий, материалов и оборудования;
  • привлечение отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения.

Предоставление субсидии осуществляется на основании:

  • технико-экономического обоснования ( ТЭО) и (или) проектно-сметной документации на инвестиционный проект;
  • положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы проектов к ТЭО и (или) проектно-сметной документации;
  • заключения оператора, представленного администратору для принятия решения о предоставлении субсидии по инвестиционному проекту;
  • соблюдения получателем субсидии условий трехстороннего договора;
  • заключение уполномоченного органа в сферах естественных монополий по результатам анализа исполнения инвестиционной программы.

Трехсторонний договор включает следующие разделы:

  • цель предоставления субсидии;
  • размер субсидии;
  • валюта;
  • период освоения – период времени, в течение которого получатель субсидии использует субсидии для реализации мероприятий в соответствии с целями предоставления субсидии;
  • сроки оплаты;
  • санкции за несоблюдение обязательств.

Заявка на получение субсидии содержит следующие документы:

  • сопроводительное письмо получателя субсидии на титульном бланке за подписью первого руководителя либо лица его замещающего;
  • сопроводительное письмо финансового института по инвестиционному проекту и обоснования размера кредита;
  • паспорт проекта;
  • ТЭО и (или) проектно-сметная документация с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы проектов;
  • схема водоснабжения и водоотведения и/или обоснование инвестиций водоснабжению и водоотведению;
  • копия приказа об утверждении инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
  • сведения о наличии (отсутствии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов, получателя субсидии на момент подачи заявки;
  • финансовая модель с прогнозом финансовых показателей потенциального конечного заемщика, составленная по формам Правил планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации государственных инвестиционных проектов, утвержденных центральным уполномоченным органом, осуществляющим руководство, а также межотраслевую координацию в сферах государственного планирования и государственных инвестиционных проектов;
  • банковская справка об отсутствии просроченной задолженности за текущий период;
  • подтверждение о согласии иных банков-кредиторов на получение сторонних займов получателем субсидий;
  • копия кредитного договора между финансовым институтом и получателем субсидий;
  • бухгалтерский баланс за текущий и два предыдущих отчетных периода;
  • отчет о движении денежных средств за текущий и два предыдущих отчетных периода;
  • отчет о прибылях и убытках за текущий и два предыдущих отчетных периода;
  • расшифровка статей выручки/себестоимости/прочих доходов за текущий и два предыдущих отчетных периода;
  • расшифровка, подтверждающая получение финансовой помощи;
  • заключение отраслевой экспертизы;
  • экономическое заключение на бюджетный инвестиционный проект;
  • информационный лист инвестиционного предложения.

В процессе реализации инвестиционных проектов контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов осуществляет оператор и финансовый институт.

Приказ вводится в действие с 31 августа.