Изменились правила безопасности на водоемах

Министр по чрезвычайным ситуациям приказом от 22 августа 2025 года внес поправки в Правила безопасности на водоемах и Правила организации и ведения мероприятий гражданской обороны, сообщает prosud.kz.
В правилах уточняется понятие "инструктор" – физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, прошедшее подготовку в территориальном органе уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
Обследование и очистка дна участка акватории водоема, отведенного для купания, на глубинах до 2 метров, а также визуальный осмотр соответствия пляжа требованиям, производится территориальными органами или государственными учреждениями, находящимися в ведении уполномоченного органа или организациями, имеющими водолазное оборудование и снаряжение для производства работ под водой, в присутствии представителей местных исполнительных органов и территориальных органов уполномоченного органа.
Для обеспечения безопасности на водоемах, в том числе на пляжах уполномоченный орган организует проведение патрулирований на запрещенных и разрешенных местах для купания (на основании утвержденного руководителем территориального органа уполномоченного органа, ежемесячного графика проведения патрулирований).
Перед началом купального сезона проводится обследование и очистка дна участка акватории водоема, отведенного для купания, на глубинах до 2 метров, по итогам которого территориальными органами уполномоченного органа выдается акт обследования пляжа (акт обследования пляжа является действительным при наличии всех подписей).
Для проведения массовых мероприятий на водоемах организатор направляет в местные исполнительные органы, на территории которого оно проходит, не позднее десяти календарных дней до дня проведения массового мероприятия письменное уведомление о проведении массового мероприятия на водоемах, с приложением программ проведения массовых мероприятий (регламент, сценарий) в произвольной форме. Местными исполнительными органами информируется территориальный орган уполномоченного органа.
Местные исполнительные органы рассматривают уведомление и информируют территориальные органы уполномоченного органа в течение трех календарных дней со дня его поступления. В случае, если организатором массового мероприятия является местный исполнительный орган, то уведомление не направляется, а информируется только территориальный орган уполномоченного органа.
Организаторы туристских групп информируют территориальные органы уполномоченного органа о туристских маршрутах на водоемах, а также сведения о дате выхода и возвращения группы, количества участников, фамилии, имени, отчества руководителя групп.
Также вносятся поправки в Правила организации и ведения мероприятий гражданской обороны.
Мероприятия по гражданской обороне в Республике Казахстан организуются и проводятся по следующим уровням:
- на республиканском – на всей территории страны;
- на территориальном – на соответствующих административно-территориальных единицах;
- на объектовом – в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
В отраслевой подсистеме мероприятия гражданской обороны организуются и проводятся соответствующими центральными исполнительными органами и государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными президенту РК.
Ежегодно в период с 1 по 10 ноября соответствующего года представляются отчеты о выполнении мероприятий гражданской обороны в текущем году (с приложением подтверждающих материалов в соответствии с Правилами отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней):
- организациями, на базе которых созданы службы гражданской защиты областей, столицы, городов республиканского значения в территориальные органы уполномоченного органа;
- организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, и на базе которых созданы службы гражданской защиты городов и районов областного значения, в районные и городские управления (отделы) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов уполномоченного органа.
Обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны возлагается на:
- уполномоченный орган и его территориальные органы;
- структурные подразделения по организации и ведению гражданской обороны в центральных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту РК, и местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения, столицы.
При этом структурные подразделения по организации и ведению гражданской обороны могут быть организационно объединены с мобилизационными органами государственного органа;
- структурные подразделения или отдельных работников по организации и ведению гражданской обороны в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, непосредственно подчиненных первому руководителю.
План гражданской обороны разрабатывается:
- на республиканском уровне – уполномоченным органом;
- в отраслевой подсистеме – соответствующим структурным подразделением по организации и ведению гражданской обороны центрального исполнительного органа, государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного президенту РК, и их территориальными органами;
- на территориальном уровне – территориальным органом уполномоченного органа совместно с местными исполнительными органами, а также исполнительными органами, финансируемыми за счет местного бюджета и продолжающими работу в военное время;
- на объектовом уровне – организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, и на базе которых созданы службы гражданской защиты.
План гражданской обороны центрального исполнительного органа, государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного президенту РК, включает в себя мероприятия гражданской обороны, проводимые в курирующей отрасли.
Для планов гражданской обороны гриф секретности устанавливается:
- для центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту – секретно;
- для областей, городов, отнесенных к группам по гражданской обороне – секретно;
- для городских и сельских районов, городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне "для служебного пользования";
- для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и на базе которых созданы службы гражданской защиты – по решению руководителя организации в соответствии с законодательством РК в области государственных секретов.
Для непосредственного осуществления планирования и проведения рассредоточения и эвакуации населения создаются эвакуационные органы:
- эвакуационные комиссии (в центральных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту РК, местных исполнительных органах, организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, за исключением специальных государственных органов);
- эвакоприемные комиссии (в сельских районах, городах, осуществляющих прием и размещение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения);
- сборные эвакуационные пункты (СЭП);
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
- пункты приема пострадавшего населения (оставшегося без крова, санитарных потерь, безвозвратных потерь) (ПППН).
Состав и положение эвакуационной (эвакоприемной) комиссий утверждается соответствующим начальником гражданской обороны.
Состав эвакуационной (эвакоприемной) комиссии соответствующей административно-территориальной единицы определяет территориальный орган уполномоченного органа по согласованию с местным исполнительным органом, территориальными органами центральных исполнительных органов, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту РК, и организациями.
Председателями эвакуационных комиссий назначается один из заместителей руководителя центрального исполнительного органа, государственного органа, посредственно подчиненного и подотчетного президенту РК, местного исполнительного органа, организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, а председателями эвакоприемных комиссий – заместители руководителей местных исполнительных органов.
ПППН предназначены для организации непосредственного расселения пострадавшего населения на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зависимости от типа чрезвычайных ситуаций.
Под ПППН отводятся здания (медицинские организации, санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, гостиницы, учреждения образования, объекты с массовым пребыванием людей), не представляющие угрозу жизни и здоровью размещаемого населения.
Расчет по количеству ПППН и объему принимающего населения осуществляется территориальными органами уполномоченного органа при разработке планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Штат, структура, функциональные обязанности и состав администрации ПППН определяется руководителем ПППН в зависимости от количества принимающего населения.
ПППН подчиняются в своей деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ПППН развертывается в мирное время при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций по распоряжению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
С получением распоряжения руководитель ПППН незамедлительно организует работу ПППН по приему и размещению пострадавшего населения.
В первые три часа после получения распоряжения местным исполнительным органом обеспечивается доставка имущества в ПППН.
ПППН обеспечивает прием и размещение населения до особого распоряжения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
Также установлено, что защитные сооружения гражданской обороны государственных органов содержатся за счет бюджетных средств.
Защитные сооружения гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, содержатся за счет средств указанных организаций. Защитные сооружения гражданской обороны должны быть рассчитаны на наибольшую работающую смену и использоваться в целях гражданской защиты.
В случае реорганизации или ликвидации юридического лица, имеющего объекты и имущество гражданской обороны, обязанности по поддержанию в готовности и целевому использованию объектов и имущества гражданской обороны, а также задания по их созданию и накоплению переходят к новым собственникам объектов и имущества гражданской обороны или в коммунальную собственность.
Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, ежегодно проводят комплексное обследование объектов гражданской обороны в соответствии с методическими рекомендациями, установленными уполномоченным органом.
Приказ вводится в действие с 6 сентября.