Новые требования по предупреждению ЧС введут в Казахстане в 2027 году

Сегодня, 11:14
Автор материала: Эльмира Караева
Учения МЧС по ликвидации лесных пожаров Фото: МЧС РК

Министр по чрезвычайным ситуациям приказом от 27 августа 2025 года утвердил Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций, сообщает prosud.kz.

Уполномоченные государственные органы, ответственные за обеспечение и функционирование республиканских служб гражданской защиты, обеспечивают создание и непрерывную работу круглосуточных служб мониторинга и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, включающую:

  • организацию круглосуточной дежурной службы с необходимой штатной численностью, определяемой в зависимости от объемов и характера возлагаемых задач, с учетом специфики отрасли и рисков ЧС;
  • оснащение службы техническими средствами мониторинга, связи, оповещения, видеонаблюдения, обработки и передачи информации, необходимыми для обеспечения бесперебойного наблюдения за обстановкой и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • сбор, обработку и интеграцию данных дистанционного зондирования земли, включая оперативный спутниковый мониторинг;
  • разработку и соблюдение регламентов реагирования, включая порядок действий, допустимые сроки реагирования и алгоритмы оповещения и взаимодействия с иными субъектами гражданской защиты;
  • ведение оперативного журнала с фиксацией всех сигналов, происшествий и принятых мер реагирования, с обеспечением возможности внутреннего контроля и анализа;
  • проведение ежегодной оценки готовности и эффективности функционирования служб с устранением выявленных недостатков.

Уполномоченный орган в сфере метеорологического и гидрологического мониторинга:

  • обеспечивает работу круглосуточной государственной наблюдательной сети по метео- и гидрологическому мониторингу на территории РК;
  • обеспечивает своевременное и открытое информирование о штормовых, паводковых и иных опасных гидрометеорологических явлениях путем:
    • публикации предупреждений не реже одного раза в неделю, а также при каждом обновлении прогнозных данных;
    • распространения предупреждений через официальный интернет-ресурс, мобильные приложения, СМИ, а также иные каналы оповещения;
    • назначения ответственных структурных подразделений (или должностных лиц) за формирование, утверждение и публикацию предупреждений в установленные сроки;
    • ведения архива опубликованных предупреждений с открытым доступом для уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местных исполнительных органов;
  • обеспечивает оперативную передачу данных о текущем состоянии гидрометеорологической обстановки, включая уровни и расходы воды, количество и интенсивность осадков, скорость и направление ветра, температуру воздуха и воды.

При выявлении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений информация незамедлительно передается уполномоченному органу и местным исполнительным органам:

- не позднее 15 минут с момента фиксации события;

- в электронном формате через официальные каналы передачи данных, включая электронную почту, специализированные платформы и иные технические средства, обеспечивающие немедленную доставку;

- с указанием ответственного структурного подразделения или дежурного должностного лица, обеспечивающего своевременность, полноту и достоверность передаваемой информации;

  • осуществляет научно обоснованный прогноз наводнений и паводков, включая расчет времени их наступления, уровня подъема воды, продолжительности паводкового периода, сроков вскрытия и замерзания рек, а также вероятности образования ледовых заторов и зажоров. Прогнозы готовятся с использованием современных методов математического моделирования и анализа климатических данных;
  • обеспечивает качественное и своевременное наполнение информацией национальных информационных систем и специализированных порталов, включая карты предупреждений, интерактивные карты гидрометеорологической обстановки, климатические кадастры и другие ресурсы, предназначенные для мониторинга, прогноза и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • обеспечивает доступ уполномоченному органу и местным исполнительным органам к информационным системам и порталам Национальной гидрометеорологической службы.

Местные исполнительные органы:

  • обеспечивают круглосуточную работу дежурно-диспетчерских служб, осуществляющих постоянный мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на подведомственных территориях. Диспетчерские службы принимают и обрабатывают оперативную информацию, обеспечивают ее своевременную передачу в уполномоченные государственные органы и организуют реагирование в случае выявления угроз;
  • обеспечивают установку и эксплуатацию автоматизированных систем раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций:

- метеостанции, гидропосты, тепловизионные видеокамеры;

- сенсоры загазованности, задымления, температуры, движения на опасных производственных и инфраструктурных объектах;

  • обеспечивают информирование населения через:

- автоматизированные системы централизованного оповещения на базе аналогового и цифрового радиовещания, сотовой связи и Интернета;

- громкоговорящие установки в местах массового пребывания населения;

- мобильные приложения и СМС-оповещения, интегрированные с базой данных населения, проживающего в зонах риска;

  • обеспечивают регулярное размещение актуальной информации о потенциальных рисках, прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и текущей оперативной обстановки на официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях акиматов и органов гражданской защиты. В период повышенной опасности такие сведения публикуются не реже одного раза в неделю в целях осведомленности населения и формирования культуры безопасности;
  • обеспечивают проведение полугодовых проверок работоспособности систем мониторинга и оповещения с составлением акта технического состояния и направлением отчета в уполномоченный орган.

Местные исполнительные органы с учетом подверженности территории разрабатывают, согласовывают с территориальными органами уполномоченного органа и утверждают с акимами административно-территориальных единиц следующие ежегодные планы по предупреждению ЧС:

  • до 10 января – план по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • до 10 января – план по обеспечению сейсмической безопасности;
  • до 1 февраля – план по предупреждению чрезвычайных ситуаций в паводковый период;
  • до 15 апреля – план по обеспечению безопасности граждан на водоемах;
  • до 15 апреля – план по предупреждению чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период;
  • до 1 мая – план инженерных работ по подготовке к предстоящему паводковому периоду;
  • до 15 мая – план по обеспечению безопасности населения в селеопасный и оползнеопасный периоды;
  • до 15 октября – план по обеспечению безопасности населения в зимний период;
  • до 1 ноября – план по обеспечению безопасности населения в лавиноопасный период.

Областные, районные планы по предупреждению ЧС содержат следующие разделы:

  • описание потенциальных источников ЧС и зон возможного поражения;
  • прогноз последствий возникновения ЧС;
  • мероприятия по снижению риска и устранению факторов, способствующих возникновению ЧС;
  • перечень организаций и служб, ответственных за выполнение предупредительных мероприятий;
  • порядок информирования и оповещения населения;
  • мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение материального ущерба и обеспечение первоочередных потребностей населения в случае возникновения ЧС;
  • порядок взаимодействия с соседними регионами при трансграничных угрозах.

Какие требования установлены к пропаганде, тренировке и обучению в сфере гражданской защиты

Центральные и местные исполнительные органы информируют население о принятых ими мерах в сфере гражданской защиты и содействуют распространению знаний. Информация населению о чрезвычайных ситуациях передается через систему оповещения гражданской защиты и средства массовой информации.

Информирование и пропаганда знаний в сфере гражданской защиты включают:

  • организацию информирования населения через СМИ, в том числе путем создания на республиканских и областных телеканалах специальных программ, о порядке действий при ЧС;
  • организацию регулярных публикаций в печати, на интернет-ресурсах, передач по сетям телерадиовещания, пропагандирующих знания в сфере гражданской защиты, правила безопасности в быту и на производстве.

Центральные и местные исполнительные органы обеспечивают направление соответствующих категорий работников на обучение в сфере гражданской защиты в учебные заведения уполномоченного органа в соответствии с Планом подготовки и переподготовки руководящего состава и специалистов центральных и местных исполнительных органов в сфере гражданской защиты.

Центральные и местные исполнительные органы направляют на обучение в учебные заведения уполномоченного органа вновь назначенных должностных лиц, ответственных за организацию и ведение мероприятий гражданской защиты, но не позднее шести месяцев с момента их назначения.

Местные исполнительные органы в целях обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты организуют и проводят учения и тренировки в сфере гражданской защиты в соответствии с утвержденным планом с оформлением программ, сценариев и итоговых отчетов.

Местные исполнительные органы разрабатывают и утверждают планы проведения комплексных учений в сфере гражданской защиты на соответствующей территории с периодичностью не реже одного раза в три года.

Местные исполнительные органы в целях обучения населения организуют проведение сейсмотренировок и селетренировок в организациях образования, дошкольных учреждениях, а также в организациях, расположенных в сейсмоопасных и селеопасных регионах.

Сейсмотренировки проводятся не реже одного раза в квартал, а селетренировки – не реже одного раза в год перед началом селеопасного периода. Допускается объединение сейсмотренировок и селетренировок с тактико-специальными учениями.

Требования к планированию застройки территорий с учетом возможных ЧС

Планирование, освоение и развитие территорий, включая разработку и утверждение генеральных планов, планов детальной планировки, проектирование и строительство, осуществляется с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При разработке градостроительных решений обеспечивается минимизация последствий возможных чрезвычайных ситуаций и безопасность населения, объектов социальной, производственной и транспортной инфраструктуры.

Местные исполнительные органы при разработке градостроительной документации определяют:

  • зоны потенциального риска, а также иные территории, подверженные воздействию природных и техногенных факторов, подлежащие идентификации на основании данных мониторинга, оценки опасностей и анализа риска;
  • допустимые виды использования территорий с учетом риска ЧС;
  • границы санитарно-защитных и охранных зон вокруг опасных объектов;
  • инженерные мероприятия по защите территорий от последствий возможных ЧС;
  • рекомендации по плотности и высотности застройки в зависимости от рисков.

Не допускается:

  • размещение объектов социальной инфраструктуры в зонах высокого риска ЧС без специальных проектных решений;
  • застройка русел временных водотоков, селевых каналов, разломов и зон с высоким риском землетрясений без специальных обоснований;
  • строительство на участках, подверженных подтоплению, без предварительного инженерного обоснования и мероприятий по дренажу/защите.

При планировании территорий местные исполнительные органы предусматривают:

  • создание защитных сооружений (дамбы, дренажные системы, берегоукрепление, противолавинные щиты);
  • зонирование территорий по уровню сейсмической опасности с соответствующими требованиями к застройке;
  • соблюдение минимальных расстояний между потенциально опасными объектами и жилой застройкой;
  • наличие резервных эвакуационных маршрутов и площадок для временного размещения населения;
  • обязательное проведение инженерно-геологических и гидрометеорологических изысканий перед строительством;
  • формирование "зеленых поясов" и противопожарных разрывов в лесопожарных и степных зонах.

Также документ содержит:

  • Требования к предупреждению пожаров на территории государственного лесного фонда;
  • Требования к предупреждению наводнений, паводков и затоплений;
  • Требования к предупреждению селей;
  • Требования к предупреждению оползней и обвалов;
  • Требования к предупреждению снежных лавин;
  • Требования к предупреждению землетрясений;
  • Требования к предупреждению чрезвычайных ситуаций зимнего периода;
  • Требования к обеспечению пожарной безопасности территорий населенных пунктов, в которых отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы;
  • Требования к предупреждению чрезвычайных ситуаций на водоемах;
  • Требования к предупреждению чрезвычайных ситуаций биологического характера;
  • Требования к предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
  • Требования к разработке и реализации мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в системах тепло и электроснабжения и др.

Приказ вводится в действие с 1 января 2027 года.