Кто и как обосновывает наличие ЧС социального, природного и техногенного характера в Казахстане

Сегодня, 16:17
Автор материала: Эльмира Караева
Ликвидация наводнения Фото: пресс-служба Правительства РК

Министр по чрезвычайным ситуациям приказом от 24 сентября 2025 года утвердил Правила представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, сообщает prosud.kz.

Правила определяют порядок представления материалов, обосновывающих наличие чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов.

При возникновении на территории РК чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера регионального или глобального масштаба, а также проведении мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, государственные органы, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в соответствующей отрасли и местные исполнительные органы, представляют в уполномоченный орган в сфере гражданской защиты материалы, обосновывающие наличие ЧС социального, природного и техногенного характера регионального или глобального масштаба, мероприятий по ее локализации и ликвидации, необходимость проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, соответствующих обоснований и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов.

Уполномоченный орган в течение двух рабочих дней проверяет полноту представленных материалов и в случае установления факта неполных сведений направляет замечания в соответствующие органы.

Соответствующие органы дорабатывают материалы с учетом замечаний уполномоченного органа и (или) в случае несогласия с замечаниями предоставляют свои обоснования.

При соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней представляет на рассмотрение в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ходатайство о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва правительства РК с соответствующими обоснованиями и расчетами и посредством интернет-портала государственных органов соответствующий проект постановления.

Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета проверяет представленные материалы на достоверность и полноту и в случае отсутствия необходимых обоснований и расчетов, посредством интернет-портала государственных органов отклоняет проект постановления без его согласования с указанием причин отклонения.

При соблюдении условий, предусмотренных Правилами, центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект постановления о выделении бюджетных средств из чрезвычайного резерва правительства РК.

Перечень материалов, обосновывающих наличие ЧС:

  • решение акима (области, города республиканского значения, столицы) акима района (города) или председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС о проведении обследования пострадавших объектов и населения с участием членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, созданной распоряжением акима по вопросам административно-распорядительного или оперативного характера и представителей заинтересованных государственных органов;
  • решение руководителя государственного органа по предупреждению и ликвидации ЧС социального характера, областного (города республиканского значения, столицы) оперативного штаба по введению в отдельных местностях правового режима ЧС социального характера;
  • акт обследования территории и объектов, на которой возникла ЧС (с указанием основных сведений о произошедшей ЧС, площади зоны ЧС, степени и характере повреждений и разрушений зданий и сооружений, количестве пострадавших, размере ущерба, мерах по ликвидации ЧС), подписанный и заверенный печатями членов комиссии;
  • сведения о количестве пострадавших жилых и административных зданий с приложением предварительного расчета стоимости восстановительных работ;
  • проектно-сметная документация на неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, с приложением сводного сметного расчета затрат (с детальной расшифровкой сумм по видам первоочередных работ и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов) на запрашиваемую сумму, указанную в ходатайстве заявителя, подписанные членами Комиссии и руководителем финансово-экономической службы акима (области, города республиканского значения, столицы), акима района (города).

В проектно-сметную документацию не включается стоимость утраченных товарно-материальных ценностей;

  • дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ, составленные в соответствии с требованиями государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также предварительные затраты;
  • информация об отсутствии средств, предусмотренных в местном бюджете для проведения первоочередных видов работ, за подписью акима области (города республиканского значения, столицы) района (сельского округа) или лица его замещающего, а также руководителя финансово-экономической службы акимата области (города республиканского значения, столицы), района (города);
  • при необходимости выделения средств из чрезвычайного резерва на строительство или капитальный ремонт разрушенных объектов, в числе документов представляется также положительное заключение уполномоченного органа по строительству в произвольной форме;
  • сведения о страховых возмещениях пострадавших зданий, сооружений, имущества граждан и выплате страховых премий, если таковые были;
  • список граждан, составляемый на основании заявлений граждан, пострадавших от ЧС, на получение социальной помощи на имя акима (области, города республиканского значения, столицы), акима района (города);
  • сведения о предварительном количестве граждан, пострадавших от ЧС, претендующих на социальную помощь;
  • заключение в произвольной форме заинтересованных государственных органов, подтверждающее масштаб произошедшей ЧС, нанесенного ущерба и последствий от ЧС, за подписью руководителя либо лица его замещающего и заверенная печатью;
  • обоснование выделения средств из резерва правительства РК или из резерва соответствующего местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы (города областного значения) и расчетов материально-технических, финансовых и людских ресурсов (с указанием видов работ, запрашиваемых сумм).

Также говорится, что в случае выделения денег из резерва правительства на социальную помощь, строительство или капитальный ремонт разрушенных объектов, на первоначальном этапе для обеспечения предварительного финансирования предоставляются документы, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 5), 6), 7), 8), 10), 11), 12) настоящего Перечня.

Приказ вводится в действие с 10 октября.