Бороться с анонимными телеграм-каналами и несертифицированными коучами намерены в Казахстане
Министерство культуры и информации подготовило проект поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и масс-медиа, сообщает prosud.kz.
Целями разработки законопроекта являются:
- создание необходимых законодательных правовых основ для снижения объема противоправного контента на онлайн-платформах,
- актуализация законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа,
- законодательное урегулирование деятельности аудиовизуальных платформ,
- осуществление маркировки официальных ответов государственных органов и другие меры, направленные на обеспечение безопасной информационной среды.
Установление требований по учетной регистрации представительств онлайн-платформ будет способствовать формированию равных условий конкуренции для отечественных и иностранных участников цифрового рынка, а также обеспечит рост поступлений в государственный бюджет за счет налогообложения их деятельности, говорится в пояснительной записке.
Введение лицензирования операторов распространения аудиовизуальных каналов позволит урегулировать их деятельность на правовой основе, обеспечить единый подход к регулированию всех видов телерадиовещания и увеличить доходы бюджета.
Реализация предлагаемых норм создаст дополнительные правовые инструменты для эффективного реагирования государственных органов на информационные угрозы, тем самым способствуя укреплению устойчивости и прозрачности цифровой информационной среды.
В законопроекте предусмотрено:
- законодательное закрепление требований к онлайн-платформам, собственниками которых являются юридические лица, осуществлять учетную регистрацию представительства онлайн-платформы в порядке, установленном законодательством РК.
- закрепление обязанности СМИ осуществлять маркировку официальных ответов государственного органа.
- законодательное урегулирование деятельности аудиовизуальных платформ путем введения понятия "аудиовизуальная платформа", "аудиовизуальный канал", "оператор распространения аудиовизуальных каналов", а также лицензирования деятельности распространения аудиовизуальных каналов в законе "О масс-медиа".
- установление обязанности по организации вещания в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня утверждения перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания. В случае неисполнения теле-, радиоканал подлежит исключению из перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания.
- приведение в соответствие и актуализация законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа.
В частности, поправками вносятся дополнения в закон "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе", согласно которым анонимные пользователи онлайн-платформ, имеющие более пяти тысяч подписчиков, направляют в уполномоченный орган сведения, позволяющие его идентифицировать.
Перечень сведений, позволяющих идентифицировать анонимного пользователя онлайн-платформы, имеющего более пяти тысяч подписчиков, определяется уполномоченным органом.
Также установлено, что пользователи онлайн-платформ обязаны:
- при распространении контента, содержащего образовательные курсы и (или) обучающий материал в той или иной сфере, сопровождать такой контент уведомлением о наличии соответствующего образования со сведениями диплома и (или) сертификата;
- при распространении контента, содержащего информацию об оккультных услугах или иных аналогичных услугах, сопровождать такой контент уведомлением о том, что сведения, содержащиеся в нем, носят исключительно развлекательный характер и не имеют научного или практического подтверждения.
В закон будет добавлена новая статья, которая определяет особенности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Запрещается регистрация пользователей на онлайн-платформах до шестнадцати лет, за исключением регистрации в сервисах обмена мгновенными сообщениями, -говорится в тексте.
Пользователям при размещении и распространении контента не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:
- если контент содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, за исключением случаев использования изображения лица, не относящихся к осуществлению такой деятельности;
- если контент содержит изображение лица, размещенное и распространенное самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен.
Также вносятся дополнения, согласно которым, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или юридического лица, распространены в средствах массовой информации или на онлайн-платформах, они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации и на тех же онлайн-платформах.
Кроме того, расширятся полномочия уполномоченного органа.
Министерство культуры и информации получит право:
- утверждать правила мониторинга онлайн-платформ;
- утверждать правила об ограничении доступа к интернет-ресурсам, онлайн-платформам и сервисам обмена мгновенными сообщениями;
- вести реестр анонимных пользователей онлайн-платформ с аудиторией более пяти тысяч подписчиков в определенном им порядке.
Вместе с тем, будет урегулирована деятельность онлайн-кинотеатров.
В законе "О кинематографии появится новый термин "онлайн-кинотеатр" – аудиовизуальная платформа или блок аудиовизуальной платформы, видеохостинг, посредством которых осуществляется демонстрация фильма и/или иных аудиовизуальных произведений.
Также, говорится, что для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники онлайн-кинотеатров назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом.
Собственники и (или) законные представители онлайн-кинотеатров обязаны:
- не допускать размещение информации, запрещенной законами РК и (или) вступившими в законную силу решениями судов;
- не допускать распространение продукции онлайн-кинотеатров без указания знака возрастной категории на территории РК.
Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 29 декабря.
Также готовятся сопутствующие поправки в КОАП.
В частности, за незаконное опубликование, воспроизведение, использование и распространение изобразительного произведения, в котором изображено другое лицо, без его согласия, за исключением случаев, установленных законами, предусмотрен штраф на физических лиц в размере 30, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 60, на субъектов среднего предпринимательства – 100, на субъектов крупного предпринимательства – 200 МРП.
В Кодекс добавят новую статью, которая устанавливает ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.
Непредоставление в уполномоченный орган анонимными пользователями онлайн-платформ, имеющими более пяти тысяч подписчиков, сведений, позволяющих их идентифицировать, – влечет предупреждение или штраф на физическое лицо – в размере 20, субъектов малого предпринимательства – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 50, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 МРП.
В свою очередь, неисполнение представительством онлайн-платформы предписаний уполномоченного органа в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы по удалению противоправного контента на онлайн-платформе на территории РК повлечет штраф на субъектов малого предпринимательства – в размере 50, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 100, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 200 МРП.
Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 29 декабря.