Асламбек Мергалиев объяснил, на чем сосредоточится кассационный суд

С 1 июля в Казахстане заработали три новых кассационных суда. Глава Верховного суда Асламбек Мергалиев дал интервью "Казахстанской правде" и рассказал о работе этих судов, сообщает prosud.kz.
Это важное событие знаменует собой новый этап в развитии судебной системы и подчеркивает стремление нашего государства к обеспечению высоких стандартов отправления правосудия. Реформа реализуется по поручению главы государства, данному по итогам встречи с представителями отечественного бизнеса, и способствует обеспечению полноценного доступа к правосудию и расширению возможностей для обжалования вступивших в законную силу судебных актов.
С обретением Казахстаном независимости, становлением и развитием новых политических, правовых и общественных институтов совершенствовалась и судебная система. Одним из важных элементов судебной реформы стало принятие в декабре 2005 года закона о разграничении подсудности, направленного на упрощение судопроизводства, укрепление роли местных судов, сокращение надзорных инстанций. В соответствии с данным законом в Верховном суде была оставлена одна надзорная инстанция, и большинство дел стали находить свое окончательное разрешение в кассационных коллегиях областных судов.
В феврале 2012 года были приняты законы, направленные на совершенствование апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, сокращение оснований для повторного рассмотрения дел в одних и тех же инстанциях, упрощение судебных процедур. Главный минус этих моделей заключался в том, что они не были рассчитаны на трехуровневую судебную систему "Верховный суд – областной суд – районный суд". В итоге в судах одного уровня оказывались две инстанции, которые со временем "срастались" и теряли эффективность.
До 2016 года областные суды пересматривали судебные решения и в апелляции (не вступившие в законную силу), и в кассации (вступившие в законную силу). В Верховном суде был надзор и повторный надзор.
В 2016-м в рамках реализации "Плана нации – 100 конкретных шагов" состоялся переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Соответственно, кассационные судебные коллегии областных и приравненных к ним судов были упразднены, и надзорные судебные коллегии Верховного суда начали действовать в качестве кассационной инстанции.
Но переход к трехуровневой модели судопроизводства также не разрешил эту главную проблему. Фактически была создана четырехзвенная модель, в которой работали две полноценные (первая инстанция в райсудах, апелляция в облсудах) и две усеченные инстанции (кассация и надзор в Верховном суде).
При этом не каждый судебный акт мог быть пересмотрен в кассационном порядке. Процессуальным законодательством установлен перечень дел, судебные акты по которым не подлежат пересмотру в кассации. Кроме того, существовала стадия предварительного единоличного рассмотрения судьей кассационных жалоб по гражданским и уголовным делам, которая вызывала критику со стороны участников процесса.
Причина недовольства работой Верховного суда довольно простая: через сито предварительного рассмотрения на коллегиальный пересмотр доходило только около 5% дел. В подтверждение приведу несколько цифр.
За 2022–2024 годы из 15 тыс. ходатайств по уголовным делам после предварительного рассмотрения переданы в кассационную коллегию всего 535, или 3,5%. Немногим лучше ситуация по гражданским делам: по результатам предварительного рассмотрения 31 тыс. ходатайств в кассационном порядке пересмотрено 1 688, или 5,4%. Лишь в административной юстиции пересмотр судебных актов осуществлялся по модели "сплошной" кассации, когда все жалобы на решения и определения административного суда рассматривались кассационной коллегией.
В новых кассационных судах стадии предварительного рассмотрения не будет, граждане получат прямой доступ в кассацию. Все жалобы будут рассматриваться коллегиально в судебном заседании с приглашением сторон. Бесспорно, при таких условиях нагрузка на кассационные суды будет увеличена, но мы сознательно пошли на такой шаг, чтобы расширить доступ к кассационному пересмотру.
В нынешних реалиях изменилась и роль Верховного суда. Точнее сказать, Верховный суд сосредоточится на трех основных задачах, указанных в статье 81 Конституции.
Первая задача Верховного суда, как высшего судебного органа по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, – в исключительных случаях обеспечить пересмотр вступивших в законную силу судебных актов после кассации. Производство в Верховном суде будет возбуждаться по представлению судьи ВС или протесту Генерального прокурора.
В качестве исключительных случаев закон предусматривает, что принятые судебные акты после их рассмотрения в кассационной инстанции затрагивают государственные или общественные интересы, национальную безопасность государства либо могут привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики РК; нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; если назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы; нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права. Уверен, такие случаи пересмотра будут носить единичный характер.
Второе – в предусмотренных законом случаях Верховный суд рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела. Например, это административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии, Центральной комиссии референдума.
Третья задача – дача разъяснений по вопросам судебной практики. Эта работа долгое время оставалась на втором плане из-за высокой нагрузки, связанной с рассмотрением кассационных ходатайств, и сейчас будет значительно активизирована.
Сам процесс подготовки разъяснений сложный и трудоемкий. На первом этапе нужно изучить судебную практику. Для этого на плановой основе проводятся соответствующие обобщения, которые представляют собой исследование правоприменительной деятельности судов по конкретной категории споров или области правоотношений. Темы обобщений определяются не произвольно, а с учетом актуальных количественных, качественных и иных критериев.
К количественным критериям можно отнести большую долю конкретной категории споров или правонарушений в общей структуре рассмотренных судами дел или высокий удельный вес отмен и⁄или изменений по конкретным категориям дел в апелляции и кассации. Примерами качественных критериев являются значимость обобщаемых категорий дел для граждан, бизнеса и государства, результаты анализа жалоб участников процесса, в том числе полученных на личном приеме.
При проведении обобщения судьи путем изучения судебных дел выделяют относительно устойчивые различия применения судами законодательства. Для этого в арсенале судейского корпуса уже имеется эффективный IT-инструмент с применением элементов искусственного интеллекта.
Затем в рамках их систематизации и анализа определяются причины и условия таких отклонений. Они могут быть различными: наличие правовых пробелов и коллизий, разное толкование норм законодательства и так далее. В конечном итоге для устранения выявленных в судебной практике проблем вырабатываются предложения и рекомендации по их разрешению.
Если для обеспечения единообразия судебной практики требуется скорректировать законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, в адрес уполномоченных должностных лиц направляются предложения по устранению пробелов и противоречий в законодательстве. Если вопросы возможно урегулировать путем разъяснения судебной практики при применении правовых норм, то предложения в виде проекта нормативного постановления вносятся на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда.
Сегодня в систему законодательства входят 112 нормативных постановлений ВС, которые носят обязательный характер. Учитывая, что некоторые вопросы не требуют нормативного урегулирования, пленарное заседание Верховного суда, руководствуясь пунктом 1 статьи 22 Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей РК", может дать разъяснения судебной практики, которые содержат рекомендации для нижестоящих судов.
Например, в таких разъяснениях могут разрешаться вопросы определения подведомственности дел. Такой инструмент станет оперативным механизмом обеспечения согласованности судебной практики между различными видами судопроизводства. Это соответствует рекомендациям Венецианской комиссии и передовому зарубежному опыту.
Наряду с направлением в нижестоящие суды обзоров, анализов и обобщений судебной практики судьи Верховного суда на регулярной основе оказывают методологическую поддержку местным судам путем проведения обучающих мероприятий и практической помощи. В завершение отмечу, что Верховным судом принимаются все меры для обеспечения качественного и предсказуемого правосудия, что является ключевым фактором, определяющим уровень доверия к судам.