Елена Максюта: О признании права собственности на недвижимое имущество
Такие иски часто поступают в суд, основания бывают разные. Основные указаны в ст. 235 ГК РК. Главными особенностями таких дел является наличие спора, а также иск не направлен на изъятие имущества у кого бы то ни было. Поэтому наиболее часто бывают ситуации, когда иск заявлен фактическим собственником, который владеет своим имуществом, к ответчику, который не признает права собственности истца.
Приведу пример, когда спора между истцом и ответчиком нет, но есть другие лица, интересы которых могут быть нарушены. Так, бывают случаи, когда истцы, считая, что являются собственниками, просят признать за ними это право. Другими словами, человек, считает себя собственником, но не указан в договоре, не оспаривая договор купли-продажи, просит признать собственником имущества, а собственник имущества признает такой иск. Есть ли в таком случае спор?
Чтобы было понятно, приведу пример:
Человек приобретает квартиру, живет в ней, заводит семью. Через десять лет после приобретения квартиры регистрирует брак, продолжает жить в этой квартире уже с законной супругой.
Потом совершает преступление, приговором с него взыскивают сумму ущерба в пользу потерпевших. После чего супруга, считая себя собственником жилья, чтобы квартира не была реализована в счет возмещения ущерба, обращается в суд с иском о признании себя собственником квартиры и выделе 1\2 части.
Ответчик отбывает наказание, признает иск, подтверждает, что покупали квартиру вместе, хотя в тот момент брак не был зарегистрирован. Суды отказывают в иске.
Свое решение мотивируют тем, что:
- никаких препятствий для оформления квартиры на истца у ответчика не было, но до совершения преступления он этого не сделал;
- намерение выдела доли возникло только в связи с совершением преступления и возникших обязательств возмещения ущерба;
- признание иска ответчиком судом не принято, так как оно нарушает права третьих лиц – потерпевших.
Суд проверил и доводы истца о том, что ее деньги были использованы на приобретение жилья, но они не подтвердились.
Елена Максюта,
судья Верховного суда Республики Казахстан