Итоги госаудита эффективности политики цифрового развития подвели в ВАП
Завершился государственный аудит эффективности политики цифрового развития. Его результаты рассмотрены на заседании Высшей аудиторской палаты под председательством Алихана Смаилова, сообщает prosud.kz.
Аудиторские мероприятия затронули МЦРИАП, а также другие ключевые организации в этой сфере: Центр поддержки цифрового правительства, АО «Национальные информационные технологии», Парк инновационных технологий, технопарк Astana Hub и другие.
Проведенный аудит выявил ряд недостатков и факторов, сдерживающих темпы цифрового развития республики.
В этой сфере характерны частые изменения законодательства, серьезные отставания в реализации крупных мероприятий, предусмотренных стратегическими документами. Кроме того, отмечены пробелы в исполнении государственных программных документов и тенденция переноса сроков отдельных мероприятий.
Наблюдается нехватка отечественных информационных технологий и зависимость от импорта данных технологий и средств информатизации.
Установлено некачественное оказание услуг по развитию архитектуры «электронного правительства»: на архитектурном портале отсутствует точный учет сведений об объектах информатизации, по 49 системам нет необходимых документов, по 29 информсистемам не указаны статусы о жизненном цикле, 115 систем находятся в опытной эксплуатации более 1 года.
В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов подчеркнул, что без качественной цифровизации невозможно повысить эффективность работы госорганов и продуктивность экономики.
Надо качественно ввести в эксплуатацию Единую цифровую платформу «GovTech» и быстрее перевести на нее все информационные системы государственных органов и квазигосударственных организаций. Это повысит эффективность их работы через полную интеграцию, взаимное использование актуальных данных, единых реестров и классификаторов. Также необходимо ускорить цифровизацию в отраслях экономики. В первую очередь в здравоохранении, промышленности, транспорте, строительстве и других. Для этого нужно усилить координационную роль МЦРИАПа, — Алихан Смаилов
Как следует из материалов аудита, на создание пяти центров технологического развития и одного венчурного фонда в рамках АКФ «Парк инновационных технологий» в 2016–2017 годах из бюджета было выделено 4,9 млрд тенге. Деятельность трех центров в итоге оказалась нецелесообразной и безрезультативной, две компании функционируют без перспективных планов развития. Таким образом, 3 млрд тенге использованы неэффективно.
Результативность и успешность инвестиций в 95 стартапов, профинансированных за счет бюджета через АКФ «ПИТ» на сумму свыше 987 млн тенге, не подтверждается. При этом 32 организации, получившие финансирование в 2018–2020 годах, ликвидированы, 18 из них — в принудительном порядке. Еще 21 компания представляет нулевые формы налоговой отчетности, что говорит об отсутствии деятельности.
Помимо бюджетных средств, в АКФ «ПИТ» с 2015 по 2024 год поступил 41 млрд тенге от недропользователей в качестве обязательств по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). При этом экспертная комиссия АКФ «ПИТ» не несет ответственности за обеспечение НИОКР, что ставит под сомнение транспарентность и однородность принимаемых решений в данном направлении. В результате 179 проектов на 14,8 млрд тенге в основном были направлены на решение текущих задач бизнеса и не содействовали развитию науки и созданию новых технологий, — пресс-служба ВАП
Кроме того, выявлены факторы, способствующие выводу средств, предусмотренных для реализации проектов НИОКР, что требует срочного введения прозрачных механизмов управления и отчетности в АКФ «ПИТ».
АО «Национальные информационные технологии» обслуживает 34 информсистемы, 85% из которых имеют устаревшие технологии и функционируют на монолитном коде, что делает их нерационально масштабными для обновлений и изменений. Из 50 объектов информатизации, закрепленных за АО «НИТ», 28 информсистем и один аппаратно-программный комплекс фактически не сопровождаются вследствие их неактуальности.
В целом по итогам аудита установлены финансовые нарушения на 1,1 млрд тенге.
Неэффективное планирование бюджетных средств и активов составило 2,2 млрд тенге, а их неэффективное использование — 46,5 млрд тенге.
Также выявлено 45 системных недостатков и 143 процедурных нарушения.