Какую информацию продавец должен предоставить покупателю
Часто при посещении объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания потребитель не видит информацию, которая должна быть предоставлена к его сведению, сообщает prosud.kz.
В 2022 году в Северо-Казахстанской области по обращениям физических и юридических лиц провели три внеплановые проверки, касающиеся вопросов отсутствия обязательной информации на объектах торговли.
По результатам проверки все субъекты предпринимательства привлекли к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что продавец обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям закона «О языках в Республике Казахстан», в месте реализации товара.
Также продавец обязан в месте реализации товара размещать контактные данные уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В случае, если продавец является членом саморегулируемой организации, информация об этом подлежит обязательному размещению в месте реализации товара.
Эта информация необходима, чтобы потребитель знал, к кому он может пожаловаться в случае нарушения своих прав персоналом или руководством объекта торговли или предоставления услуг. Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу, в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном законом, – пресс-служба комитета по защите прав потребителей
Контактные данные территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров размещены на официальном интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей
Неисполнение предпринимателем обязанностей по размещению на казахском и русском языках информации является нарушением законодательства о защите прав потребителей, за совершение которого согласно пп. 1 ч. 5 ст. 190 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 6 ст. 190 КоАП, если деяние совершается повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобное нарушение, то это влечет штраф на физических лиц в размере 10, на субъектов малого предпринимательства – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП.
Особенности оформления потребительского уголка
Законодательством не устанавливает в какой форме должен быть оформлен потребительский уголок.
Как показала практика, удобным считается установка информационного стенда, в котором есть специальные кармашки под документы. Более простой вид – информационная папка, состоящая из прозрачных файлов. Ее можно тоже повесить на стене, особенно если места для установки стенда в заведении не так много. В папке легко помещается тот же объем информации, что и на стенде.
В отношении места размещения потребительского уголка тоже нет каких-либо ограничений. Основное условие – каждый потребитель должен иметь возможность изучить предоставленную информацию.
При этом желательно учитывать следующие правила по расположению потребительского уголка:
- наглядность и доступность;
- актуальность предоставляемых данных;
- удобный подход.
Кроме вышеуказанной обязательной информации в потребительском уголке рекомендуется размещать информацию по условиям обмена или возврата товара, прейскуранты цен на предоставляемые услуги и другую необходимую для потребителя информация.
Таким образом, если сделать потребительский уголок содержательным и оформить его в соответствии с требованиями законодательства, то он может стать частью имиджа ответственного и законопослушного предпринимателя.