В три раза увеличился темп роста жалоб потребителей на жилищные и коммунальные услуги

03.11.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

За 9 месяцев текущего года в Комитет по защите прав потребителей Минторговли поступило порядка 2,5 тыс. жалоб казахстанцев на сферу услуг ЖКХ, сообщает prosud.kz.

В основном это жалобы на качество оказанных услуг, необоснованное повышение тарифов. Также участились жалобы на газораспределительные компании, услуги домофонных компаний, на застройщиков, отключения электроэнергии, на работу КСК или ОСИ.

Не всегда к жилищным отношениям будут применимы нормы закона «О защите прав потребителей», поскольку большая часть таких отношений регулируется Гражданским кодексом – при заключении договоров купли-продажи, аренды квартир, домов и т.п., а также подзаконными НПА уполномоченного органа в сфере ЖКХ. Далее применяется ряд специальных законов.

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество применяется при регистрации таких прав. А закон «О потребительском кооперативе» – при создании и осуществлении его деятельности и т.д.

Применительно к сфере ЖКХ отношения, регулируемые законом «О защите прав потребителей», могут возникать из договоров в части выполнения отделочно-ремонтных работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, качества предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, – пресс-служба КЗПП

Либо из договоров подряда – бытового и строительного характера, а также на техническое обслуживание помещений. Также из договора купли-продажи энергоснабжения, когда в качестве продавца электричества, воды, тепла, газа выступает энергоснабжающая организация. В любом случае в первую очередь надо исходить из НПА в сфере ЖКХ.

Договор энергоснабжения является публичным, консенсуальным, возмездным, взаимным. Что делать, если постоянно без предупреждения отключают электроэнергию в многоквартирном доме?

Во-первых, необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о выяснении обстоятельств. В случае, если отключение происходило по вине энергоснабжающей организации, потребитель вправе обратиться с претензией о возмещении убытков согласно статье 491 Гражданского кодекса.

Аналогичное правило действует по отношению к договорам по снабжению тепловой энергией, газом, водой, нефтепродуктами и т.д. Главное, что их объединяет, – это присоединенная сеть, через которую поступает энергия. Более подробные правила, предусмотрены в одноименных законах, например в законе об электроэнергетике.

Как правило, при возникновении такого спора, они разрешаются судом, либо по желанию сторон на досудебном этапе или медиативным способом.

Потребителям в таких взаимоотношениях необходимо знать о своих основных обязанностях, таких как поддержание надлежащего технического состояния приборов учета, находящихся в их собственности, соблюдение режимов энергопотребления, определенные договором купли-продажи, своевременная оплата потребленной энергии, при необходимости – допуск к приборам коммерческого учета работников госконтроля.

Еще одним предметом данной сферы являются формы управления объектом кондоминиума. На сегодня существуют три основных формы управления объектом кондоминиума: это объединение собственников имущества (ОСИ), простое товарищество и кооператив собственников квартир (КСК). Право выбора формы управления за собственниками квартир. 

В результате на выбранную организацию возлагаются обязательства по соблюдению правил о жилищных отношениях.

Например, содержание технической эксплуатации зданий заключается в соблюдении технических норм и правил, вытекающих из конкретных особенностей категории здания, прочности деталей, конструкций и оборудования, проведение систематических профилактических осмотров и текущего профилактического и капитального ремонта. ОСИ вправе обращаться в суд для защиты интересов своих членов. 

Однако среди жильцов не всегда находятся способные собственники квартир, осиливающие подобное управление.

Я начала вникать в эту систему с 2015 года и поняла, насколько это тяжело. К отопительному сезону дома худо-бедно были подготовлены. Но на самом деле жилищный фонд уже изношен, старые дома, старые коммуникации. На все это влияет брак строительства и огромные отклонения от проекта строительства. Компании, которые обслуживают жилой фонд, работают вслепую, потому что застройщики не предоставляют проект. Когда ввели ОСИ и простые товарищества, я как член рабочей группы в начале 2019 года настаивала на том, что в этих поправках много отклонений. И позже глава государства подчеркнул, что эта реформа была преждевременной и ошибочной, – президент Ассоциации лиц, управляющих и обслуживающих жилой фонд города Астана Nurgain Жамал Доржигулова

Cогласно главе 6-1 Закона «О защите прав потребителей», если вы считаете, что ваши права были нарушены, вы можете обратиться с претензией напрямую к предпринимателю, акимат своего региона, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства, в суд, либо по соглашению сторон в общественное объединение потребителей, к медиатору или арбитражу.