Новые обстоятельства: возобновлено судебное следствие по делу экс-президента аэропорта Алматы
Состоялись судебные прения по делу бывшего президента Международного аэропорта Алматы Айбола Бекмухамбетова, обвиняемого в присвоении или растрате вверенного чужого имущества, передает корреспондент prosud.kz.
Экс-президента алматинского аэропорта Айбола Бекмухамбетова и начальника службы авиаГСМ аэропорта Куаныша Тумышева обвинили в хищении авиатоплива. Им инкриминировали ч. 4 п. 2 ст. 189 УК РК – «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества». В ходе главного разбирательства в Турксибском районном суде Алматы прошли судебные прения.
Пять лет следствия
Следствие по данному делу длилось почти пять лет, поэтому необходимо вкратце напомнить его основную фабулу.
В уголовном деле фигурируют:
- Международный аэропорт Алматы (МАА);
- авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ);
- Тarlan Aero – компания, обслуживающая воздушные суда международных авиакомпаний (в том числе и МАУ);
- Aster Aviation Services – партнер Тarlan Aero, компания ведет деятельность по заправке самолетов авиатопливом вместе с компанией World Fuel Service (глобальный агент, работает с авиаперевозчиками во многих странах и выставляет им счета за топливо).
По данным обвинительного акта, учредителем компаний Тarlan Aero и Aster Aviation Services с 2012 по 2017 годы был Артур Лукашкин. С 2017 года – Дмитрий Михель. Однако, по мнению следствия, Лукашкин фактически владел обеими компаниями.
Тarlan Aero и МАА в 2012 году заключили договор по наземному обслуживанию и заправке авиатопливом воздушных судов – клиентов компании, МАУ была в их числе.
Айбол Бекмухамбетов покинул пост президента алматинской воздушной гавани в июле 2018 года. 20 декабря того же года в линейный отдел полиции аэропорта Алматы поступило заявление от нового директора МАА Болата Ержанова о хищении авиатоплива и подозрения пали на компанию Тarlan Aero. Еще через 6 дней поступило заявление в департамент КНБ по городу Алматы. В нем указывалось, что «хищение авиатоплива осуществлялось преступной группой под руководством предшествующего административного персонала аэропорта».
Один из основных фигурантов – Артур Лукашкин – выведен из орбиты дела по ст. 65 УПК РК ввиду деятельного раскаяния. И его же показания легли в основу обвинений Айбола Бекмухамбетова и Куаныша Тумышева.
«Двойные ордера»
На прениях прокурор пояснил, что, по версии обвинения, президент аэропорта Бекмухамбетов поручил начальнику службы авиаГСМ Тумышеву составлять два расходных ордера при заправке самолетов компании МАУ. В одном из них, на бланке компании Тarlan Aero, указывался фактический объем заправленного топлива. Его передавали экипажу и по нему МАУ оплачивала счета компании World Fuel Service. Второй ордер, якобы, составлялся на бланке МАА, в нем указывался заниженный объем авиатоплива (в среднем – на 5 тонн) и он выставлялся для оплаты в компанию Тarlan Aero.
Обвинение считает, что разницу владелец компании Тarlan Aero Артур Лукашкин оставлял себе и делился ей с Бекмухамбетовым и Тумышевым, который дал соответствующие указания своим подчиненным и они, опасаясь увольнения, были вынуждены их исполнять.
Деньги, якобы, передавались через советника и водителя президента аэропорта, а также директора Тarlan Aero. При этом, в ходе допросов они заявили, что не знали, что именно находилось в конвертах, которые передавались Бекмухамбетову. А сотрудники аэропорта рассказали следователям, что выполняли «указание руководства», не уточнив при этом, от кого конкретно оно исходило.
Кроме того, государственный обвинитель признал выявленные во время судебных заседаний «недочеты следствия» – нарушения права на выбор языка при допросе и ошибки в документах. Он попросил вынести частное постановление в адрес ДКНБ Алматы.
Прокурор запросил для каждого подсудимого наказание в виде 10 лет лишения свободы, без конфискации имущества. Гражданский иск МАА обвинитель попросил удовлетворить частично.
Недопустимые доказательства
Адвокат экс-президента аэропорта Инесса Кисилева в своем выступлении заявила о грубых нарушениях конституционных прав подсудимых Бекмухамбетова и Тумышева и норм уголовно-процессуального законодательства. Она отметила, что неоднократные жалобы в надзорные органы в период досудебного расследования не дали никакого результата, из чего Кисилева сделала вывод, что прокуратура была заинтересована в инициировании уголовного дела против Бекмухамбетова, а следствием не была обеспечена полнота и всесторонность.
Защитник потребовала признать незаконными ряд доказательств: регистрацию обеих заявлений Болата Ержанова в ЕРДР, справку и. о. начальника МАА Т. Волошиной о разнице заправленного топлива, данные из полетных заданий за 2016-2018 годы, заключения двух экспертиз и «копии расходных ордеров» Тarlan Aero за заправку самолетов МАУ.
Инесса Кисилева подробно остановилась на каждом пункте из озвученного списка и привела доводы, почему эти доказательства не могут считаться допустимыми. В частности, справка о недостаче топлива в аэропорту ничем не подтверждена, а следователь, согласно его показаниям в суде, не видел «копии расходных ордеров» Тarlan Aero во время обыска и изъятия документации.
Гражданский спор
Адвокат экс-президента МАА заявила, что это дело – гражданский спор, который касается двух бизнес-структур. И оно должно было рассматриваться в рамках гражданского судопроизводства. Кроме того, Кисилева считает, что ее подзащитного оговорил Артур Лукашкин, так как изначально подозрения в хищении авиатоплива пали на его компанию Тarlan Aero.
Факт передачи денежных средств Бекмухамбетову материалами дела не установлен, поскольку основан на предположении, показания Лукашкина противоречивы. Он не может указать, где, когда, в какой сумме, кем Бекмухамбетову передавались денежные средства. Лукашкин выведен из орбиты подозрения по ст. 65 УК, в связи с деятельным раскаянием, хотя является основным фигурантом и выгодополучателем по всей цепочке контракта, – адвокат Инесса Кисилева
Также адвокат отметила, что в материалах дела есть информация о том, что уже после увольнения подсудимых, в период с 10 июня 2018 года по 7 февраля 2019 года в аэропорту образовалась недостача авиатоплива в размере более 617 тонн.
Данный факт позволяет вести речь о том, что президент МАА Ержанов умышленно обратился в правоохранительные органы, чтобы переложить ответственность за недостачу, образовавшуюся в период его руководства МАА, на уволенных Бекмухамбетова и Тумышева, а эти хищения взаимосвязаны и не зависят от подозреваемых, – адвокат Инесса Кисилева
Кому нанесен ущерб?
Обвинение считает, что подсудимые совершили присвоение и растрату (хищение вверенного имущества) на сумму 1 млн 250 тыс. долларов (около 411 млн тенге). Основывается расчет в том числе и на справке и. о. начальника АО «МАА» Волошиной Т. в адрес президента аэропорта, согласно которой разница заправленного топлива составляет 1 425 137 кг. Сторона защиты заявила, что эта справка без подписи и даты, источник ее происхождения неизвестен, подтверждающие документы не представлены и она не принята во внимание судебно-экономической экспертизой.
Кроме того, адвокаты уверены, что следствие не может высчитать какую-либо сумму, потому что не имеет оригиналов расходных ордеров для сверки объема заправленного топлива. На протяжении четырех лет орган следствия отправлял в Украину напоминания о необходимости исполнить выемку данных ордеров в МАУ, но постановление осталось неисполненным. В самой авиакомпании заявили, что расчеты за топливо совершались исключительно с компанией World Fuel Servises, кроме того, по нормам документооборота, копии расходных ордеров на заправку судна должны храниться всего лишь три месяца.
Судебно-экономическая экспертиза в 2019 году не обнаружила недостачу авиатоплива в алматинском аэропорту. Сама же потерпевшая сторона – МАА и его новые владельцы – заявила, что ущерб у них не отражен в балансе.
Учитывая, что ущерб по уголовному делу был установлен в рамках досудебного расследования, данный ущерб в бухгалтерском балансе АО «Международный аэропорт Алматы» не отражен и не может быть отражен до вступления приговора суда по уголовному делу в законную силу, – говорится в письме за подписью представителя МАА А. Джазыбаева
«Хорошо, что не расстрел»
Бывший президент МАА Айбол Бекмухамбетов также выступил в прениях и был немногословен.
Хорошо, что расстрел не попросил прокурор. Неприятно было слушать. Вроде надежда была, но сегодня прокурор «убил» своим «приговором». Прошу судью меня оправдать, ничего этого не было. Ни свидетелей, ничего не подтверждается. Следователь – подполковник Щербаков – меня подвергал пыткам. Прошу оправдать и хочу забыть, как страшный сон, – Айбол Бекмухамбетов
Зульфия Наумова, защитник второго подсудимого Куаныша Тумышева напомнила, что недоказанность вины должна трактоваться в пользу подсудимых и попросила их полностью оправдать.
Новые обстоятельства
Судья Динасыл Жанаткызы, выслушав стороны, удалилась в совещательную комнату. Оглашение приговора было назначено на утро следующего дня, 28 ноября. Однако, Жанаткызы решила, что аргументы защиты требуют тщательного рассмотрения.
Возобновляется судебное следствие ввиду того, что в судебных прениях со стороны защиты были представлены новые обстоятельства, которые имеют значение для дела. В этой связи, для объективного рассмотрения дела по существу, суд по собственной инициативе возобновляет судебное следствие, – судья Турксибского районного суда Динасыл Жанаткызы.
Адвокат Инесса Кисилева отметила, что данное решение судьи может свидетельствовать о том, что выступление стороны защиты на прениях было хорошо аргументировано.
Я ни одного слова вчера не придумала, говорила по материалам дела, конкретно – по страницам, по документам. У нас появилась надежда, что суд все-таки разберется в нашем деле и я буду еще более подробно представлять доказательства суду. Будем разбираться, сколько положено. Если необходимо, то и в апелляции, кассации в Верховном суде. Дойдем до высшей судебной точки и будем доказывать, что Бекмухамбетов и Тумышев невиновны, – Инесса Кисилева
По заявлению судьи Динасыл Жанаткызы, в рамках судебного следствия вновь будут вызваны специалисты, проводившие экспертизы по делу, и преемник Бекмухамбетова – экс-президент МАА Болат Ержанов.