Судья разъяснила особенности допроса несовершеннолетних в суде
Практика показывает, что несовершеннолетний может оказаться в орбите судебного разбирательства. Причем не только в качестве потерпевшей стороны, но и как подозреваемый, сообщает prosud.kz.
В беседе с корреспондентом prosud.kz судья специализированного следственного суда города Жезказган Асель Киянбекова объяснила, в чем особенности допроса несовершеннолетнего во время процесса.
— Почему допросу несовершеннолетнего уделяется такое внимание?
— В целом, допрос — один из важных следственных действий, достаточно распространенный в расследовании уголовных дел. Нередко в орбиту уголовного дела могут быть вовлечены несовершеннолетние дети, которые по воле случая могут оказаться свидетелями, потерпевшими или подозреваемыми по уголовному делу. Для допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого согласно законодательства нашей республики имеются установленные правила. Ведь важно учесть возрастные и социально-психологические признаки и особенности таких лиц.
Судебная практика показывает, что несовершеннолетний может оказаться чуть ли не единственным очевидцем преступления. В подобной ситуации показания несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего приобретают по делу особую значимость. В этом случае, согласно постановлению Верховного суда от 1992 года, обязательно участие законного представителя ребенка. В случае нарушения данного требования приговор, постановление суда подлежат отмене во всяком случае.
— Выше говорилось, что во время допроса нужен законный представитель, то есть один из родителей. Что если ребенок в суде по делу проходит в качестве потерпевшего, а в качестве подозреваемого как раз один из родителей?
— В таком случае в качестве законного представителя по постановлению следователя назначается предводитель органов опеки и попечительства по месту проживания потерпевшего. В частности, потерпевшие такой категории помещаются в детский дом, это мы описываем случай при наличии одного родителя у несовершеннолетнего потерпевшего. Однако если у ребенка имеются оба родителя и один из них признан подозреваемым, в таком случае в качестве законного представителя признается второй родитель.
— Что необходимо знать родителям, если их ребенка вызывают на допрос в суд?
— Тут нужно понимать в качестве кого вызывается на следственное действие несовершеннолетний. В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан четко прописаны все права законного представителя. Например, законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего пользуется всеми правами потерпевшего согласно законодательству, так же и законные представители несовершеннолетних подозреваемых и свидетелей.
В первую очередь родителю несовершеннолетнего при вызове их на допрос следует самостоятельно изучить свои права. Конечно, орган досудебного расследования разъясняет их, однако нередко в кабинете следователя не только дети, но и сами родители могут разволноваться.
— Есть ли какие-либо ограничения по возрасту, ведь ребенок в 9 лет и в 17 совершенно по-разному могут вести себя во время процесса?
— Ранее присутствие педагога при допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет было обязательным. Целесообразность же присутствия законных представителей при допросе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определялась судом. Однако с введением в действие нового уголовно-процессуального закона в 1998 году, процедура допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля в некоторой степени претерпела изменения.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 371 УПК РК, при допросе в судебном следствии несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего любого возраста, присутствие как законного представителя, так и педагога является обязательным. Надо полагать, что изменение позиции законодателя было обусловлено желанием максимально гарантировать учет особенностей психики несовершеннолетнего при допросе.
Участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи, в налаживании контакта с несовершеннолетним, устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица.
Стоит отметить, что обеспечение участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого возложено как обязанность на прокурора, следователя, дознавателя. Данное обеспечение может быть произведено как по инициативе перечисленных лиц, так и по ходатайству защитника.
— Есть ли какие-либо временные ограничения при допросе? Если возможно, то можно рассмотреть два разных варианта, а именно ребенок подозреваемый и ребенок потерпевший.
— Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого производится в дневное время суток и не может продолжаться без перерыва более двух часов. В общей сложности — более четырех часов в день. В случаях явного утомления несовершеннолетнего допрос должен быть прерван и до истечения этого времени.
Процедура допроса не только несовершеннолетнего, но и взрослого человека достаточно стрессовая, само нахождение допрашиваемого в кабинете следователя или зале суда в множестве случаев приводит людей в скованное состояние. Тем более для несформировавшегося психологический ребенка, посещение зала суда само по себе может нанести психологические травмы. В этом случае суд с участием педагогов и психологов находит эффективные психологические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины по делу показаний.
— Как решают вопрос, если повторные допросы несовершеннолетнего могут нанести тяжелый вред психологическому состоянию ребенка?
— Для этого в мировой практике и у нас введен институт депонирования показаний свидетеля и потерпевшего следственным судьей. Цель — закрепление показаний потерпевшего и свидетеля, если имеются основания полагать, что более поздний их допрос в ходе досудебного расследования, либо судебного следствия может оказаться невозможным в силу объективных причин.
Если судить по статистике именно нашего суда, у нас не наблюдается роста количества депонирования показаний. Однако надо учитывать, что органы досудебного расследования не всегда выходят с ходатайством о проведении данного следственного действия.
Стоит отметить, что при депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего во время судебного заседания секретарем ведется протокол. Депонированные в ходе досудебного расследования показания закрепляются в данном протоколе, который позже исследуется и оценивается судьей в главном судебном разбирательстве, подвергаясь детальному анализу и сторонами. Наряду с протоколом судебного заседания к уголовному делу приобщаются аудио- и видеозапись хода депонирования.
Институт депонирования показаний свидетелей и потерпевших в нашей республике соответствует мировым стандартам. Данный институт очень важен при депонировании показаний, особенно несовершеннолетних, ставших свидетелями или потерпевшими в уголовном правонарушении. Все это делается как раз для того, чтобы предотвратить дальнейшее стрессовое состояние ребенка. Также нужно учитывать, что какие-либо детали произошедшего могут быть забыты несовершеннолетними. Далее, как уже говорилось выше, при поступлении уголовного дела для рассмотрения по существу данным депонированным показаниям несовершеннолетнего будет дана правовая оценка.
— Проводят ли специально подготовку с несовершеннолетним перед депонированием?
— Считаю, что важным моментом в депонировании показаний несовершеннолетних является именно подготовка к данному судебному процессу. На практике часто дети, которые предстают перед судьей испуганы и зажаты. Поэтому очень важно, чтобы с ребенком заранее несколько дней поработал психолог и объяснил, что судье необходимо довериться и рассказать все детали.
Очень сложно именно в эмоциональном плане, депонировать показания детей, подвергавших насилию, как сексуальному, так и физическому и моральному. Такие дети в силу произошедшего с ним уже не доверяют взрослым. Кроме того судебный процесс проводиться в зале судебного заседания, где присутствуют незнакомые для ребенка лица, а именно прокурор, адвокаты и сам подозреваемый, однако законные представители часто пишут заявление о проведении судебного процесса в отсутствии подозреваемого, с чем судья изучив все обстоятельства чаще всего соглашается, однако для реализации права на вопросы подозреваемого в судебном заседании присутствует его адвокат у которого есть право задать все интересующие вопросы по обстоятельствам дела.