В Казахстане с начала года защитили права потребителей на почти 2 млрд тенге
За отчетный период (9 месяцев 2025 года) в Комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило 60 324 обращения, что на 40,6% больше, чем за аналогичный период 2024 года (42 907 обращений), сообщает prosud.kz.
В результате проведенных мероприятий права потребителей защищены на сумму 1,9 млрд тенге, что превышает показатель прошлого года (1,364 млн тенге) на 40,9%.
Из общего количества поступивших обращений:
- 22 031 (36,5%) — удовлетворено;
- 20 226 (33,5%) — даны разъяснения;
- 13 810 (22,9%) — перенаправлены в компетентные органы;
Проведенный анализ показал, что наибольшее количество жалоб поступает из сфер розничной и электронной торговли, а также бытовых услуг.
Розничная торговля — 25 262 обращения (41,9%).
Рост по сравнению с прошлым годом составил 141,6% (в 2024 году — 17 837 обращений).
Основные жалобы связаны с отказами в обмене и возврате товаров, возврате денежных средств за некачественную продукцию и нарушениями условий договоров.
Электронная торговля — 14 056 обращений (23,3%), рост 148,4% (в 2024 году — 9 473 обращения).
Жалобы в основном касались отсутствия достоверной информации о товаре и продавце, несоответствия товара описанию, отказов интернет-магазинов в возврате товаров и средств.
Наибольшее количество обращений связано с маркетплейсами Wildberries, Ozon, Kaspi Магазин.
Бытовые услуги — 4 526 обращений (7,5%), рост 133,7% (в 2024 году — 3 384 обращения).
Основные жалобы — на некачественное или несвоевременное оказание услуг, нарушение сроков ремонта и несоблюдение условий договоров.
Другие сферы (образование, медицина, транспорт, туризм и финансы) — 5 960 обращений (9,9%).
Нарушения чаще всего касались некачественного оказания услуг, отказов в возврате средств и недобросовестного информирования со стороны организаций.
Проверки
Территориальными департаментами Комитета за 9 месяцев 2025 года проведено 947 проверок, из них 29 — в формате профилактического контроля.
По результатам проверок к административной ответственности привлечено 600 субъектов бизнеса на общую сумму 20,9 млн тенге, а также 324 субъекта получили предупреждения.
С начала 2025 года инициировано 120 судебных исков на общую сумму 31,2 млн тенге.
В результате принятых мер потребителям возвращены денежные средства, осуществлены замены и обмены товаров.