Айгерим Андасбаева: В обществе прочно закрепилось правило "ты мне – я тебе"

Сегодня, 12:38
Автор материала: Алан Марат
Айгерим Андасбаева, эксперт Фото: предоставлено Айгерим Андасбаевой

Уже много лет проводятся эксперименты, когда подавляющее большинство людей действуют автоматически по системе, которая срабатывает как механизм – "что-то щелкает и колесо крутится".

Люди пытаются быть последовательными, идут на взаимные уступки. Таким образом, исследования показывают действие одного из мощнейших средств влияния – правила взаимного обмена.

Правило гласит, что нужно возвратить другому человеку то, что он дал нам. Если кто-то оказал нам какую-нибудь услугу, надо оказать услугу взамен.

То есть, опираясь на это правило, мы в будущем обязаны оплатить полученные услуги, подарки и так далее.

Факты из истории подарков

Традиция дарить подарки настолько уходит своими корнями в далекое прошлое, что точного мнения на этот счет не может высказать ни один ученый.

Одно из самых первых предположений о возникновении этой традиции, высказанное учеными, – это легенда о появлении на свет Иисуса Христа, он был одарен волхвами необычными для него подарками – ладан, смирна и золото. Нельзя с уверенностью утверждать, что ранее о дарении подарков никто никогда ничего не слышал.

Древние римляне, к примеру, тоже дарили подарки, но в определенных кругах. Сначала "обмен подарками" происходил между должностными чинами – вассалами, после чего их обычай переняли обычные граждане.

Написано много книг о дарении, о правилах обмена, экономике дарения. К примеру, в оригинальной рукописи французского социолога Марселя Мосса "Очерк о даре" говорится: "Существует обязанность давать, обязанность получать и обязанность воздавать тем же".

В любом обществе существует правило взаимного обмена, из которого вытекает чувство признательности – уникальное качество культуры человечества.

Возникновение

Изначально данное правило возникло вследствие системы взаимного обмена, когда люди научились делиться своей едой, навыками, что делало возможным разделение труда, обмен разнообразными товарами и услугами, создание системы взаимозависимостей.

Человечество извлекает существенное конкурентоспособное преимущество из данного правила. Каждого из нас учили и учат придерживаться его, каждый из нас знает о высмеиваниях, применяемых к любому, кто его нарушает. Это правило используется в качестве инструмента для получения какого-либо согласия.

Существование этого правила справедливо и оправданно – ни у одного из нас нет всего и сразу, и для того, чтобы получить нужное мы должны взаимодействовать, контактировать и совершать обмен. Конечно же, всем удобнее, когда этот обмен совершается по умолчанию, автоматически. Именно поэтому это правило прививается и в семье, и в социуме с самого раннего детства.

Но мы не всегда имеем возможность определить цену того, что даем, и не всегда имеем достаточно средств, чтобы расплатиться за то, что получаем.

Психологи утверждают, что до пяти лет нежелание ребенка делиться своими игрушками – это нормально. У него еще не сформировалось понимание и ощущение границ, и отдать игрушку для него – это все равно, что отдать часть себя.

Ребенок чувствует родительскую тревогу и приучается, не задумываясь, применять правило взаимного обмена всегда и во всех случаях жизни.

И ожидать наказания за несоблюдение. В результате, когда ему, уже взрослому, что-то предлагают, то невнятное чувство вины или страха заставляет его выполнить правило – принять то, что ему, возможно, совсем и не нужно, но неудобно отказать. После чего он чувствует себя обязанным.

И испытывает дискомфорт до тех пор, пока не возместит долг.

"Почетная сеть обязательств"

Если задуматься, для чего обществу нужно это правило, то можно понять. Это правило установлено чтобы развивать взаимные отношения между отдельными лицами так, чтобы один из них мог начать такие отношения без опасения безвозвратно лишиться чего-либо. Как раз данная непрошенная услуга зарождает чувство обязательства.

Человек сам может выбрать форму первоначальной услуги, заведомо зная, какую форму ответной услуги он получит. Под давлением этого правила, если оно находится вне осознания, человек действует автоматически, а выбор за него – что ему принимать и сколько за это расплачиваться – делают те, кто им манипулирует.

Отказаться, конечно, можно. Но отрицательный ответ может говорить о неповиновении благоприятным представлениям о правиле взаимного обмена, которые сложились в обществе.

Однако, в современном мире проблема заключается в том, что когда такое предложение или услуга делается впервые, трудно определить, честно ли оно или представляет собой начальную попытку использовать нас в своих интересах.

Казалось бы, что взаимообмен услугами – это значит вхождение в почетную сеть обязательств, которое раньше считалось обычным действием в общественных отношениях.

Однако, если первоначальная услуга оказывалась хитростью, уловкой, оказывающейся специально, чтобы добиться какого-то согласия, то это совсем другое дело.

В этом случае сейчас это называется – спекуляцией – действием, направленным против правил.

Как раз такими спекулятивными действиями занимаются множество людей сейчас в современном мире – уловками из правил взаимного обмена.

Сейчас эти действия мы видим в повседневной жизнедеятельности.

Видим, как большие компании или просто гражданское лицо стараются преподнести подарки или оказать услугу лицам, в основном, наделенным судебной и законодательной властью.

Подарки послов и дипломатов ― тонкий политический расчет

Выбирать и преподносить дары правителям разных стран следовало с большим вниманием во все времена, а особенно ― в древности. Тогда ошибка могла стоить жизни дарителю или же быть причиной войны между государствами. Между тем щедрые подарки из золота и серебра, произведений искусства и разнообразные диковинки служили хорошим пополнением казны. Такие дары часто использовали для решения политических вопросов.

В обществе прочно закрепилось правило "ты мне – я тебе".

Люди обмениваются услугами, дабы возникает чувство признательности.

Мы проводим анализ, ищем причины нарушений, причины, которые могут людей сподвигнуть совершать эти спекуляции, эти действия, которые сейчас относятся к коррупционным. И чаще всего, к сожалению, одной из основных причин становится сложившаяся в нашем обществе система взаимоотношений. Хотя когда-то это были просто этичные правила взаимного обмена.

Система "ты мне – я тебе", на первый взгляд, кажется естественным проявлением человеческой благодарности и сотрудничества. Это правило обмена лежит в основе многих социальных взаимодействий: от дружеской помощи до деловых отношений. Однако с течением времени и в условиях искаженных общественных норм это правило все чаще становится прикрытием для манипуляций, выгодных сделок и даже коррупционных схем.

Как правило обмена превращается в инструмент спекуляции?

Корень проблемы – в размытости границ между искренней благодарностью и навязанным ожиданием "ответа". Когда услуга или подарок перестают быть жестом доброй воли и становятся валютой, которой расплачиваются за доступ, привилегии или влияние – начинается подмена понятий.

В обществе, где бюрократическая система сложна, а ресурсы ограничены, формируется убеждение: "без личных связей ничего не решить". Так, правила обмена превращаются в негласные "налоги" – за прием у врача, за поступление в университет, за устройство на работу. Люди начинают дарить не от сердца, а из страха, желания выслужиться или обезопасить себя. Это и есть форма социальной спекуляции, где услуга или подарок становятся скрытым торгом.

Почему это стало нормой?

  1. Историческая "традиция" – в постсоветских странах слабо были выстроены механизмы справедливого распределения благ. Люди выживали за счет "своих", обмениваясь неофициальными услугами. Эта модель укоренилась.
  2. Отсутствие доверия к системе – когда люди не верят, что могут получить услугу "по праву", они ищут обходные пути. И один из них – личная благодарность, перешедшая в спекуляцию.
  3. Социальные установки – "если не дашь – не помогут", "все так делают", "надо быть благодарным" – эти установки поддерживают и оправдывают неформальные формы обмена, даже если они вредят обществу в целом.
  4. Неосознанная коррупция – многие не воспринимают "конверт врачу" или "подарок учителю" как взятку. Это преподносится как часть привычного, хотя по сути нарушает принципы справедливости.

Неосознанная коррупция – одна из самых тонких и опасных форм искажения общественной морали. В отличие от открытой взятки, она маскируется под "благодарность", "вежливость". Люди, совершающие такие действия, нередко искренне не считают себя участниками коррупционной схемы. Они не видят грани между нормой и нарушением – именно потому, что эта грань в обществе давно размыта.

Это уже не благодарность, а форма подкупа. Но делается это добровольно, массово, привычно – и считается нормой.

Это понятие укоренилось по нескольким причинам:

  1. Социальное давление. Люди боятся быть "белыми воронами". Если все "несут", то тот, кто не несет – рискует оказаться в проигрыше. Возникает замкнутый круг коллективной привычки.
  2. Система "страха" и "своих". Люди не верят в нейтральность системы. Им кажется: без "вливания" не обойтись. А значит, лучше "застраховаться".
  3. Расплывчатость понятий. Большинство людей не видят разницы между искренним подарком и скрытым "взносом за лояльность". Не хватает правового и этического просвещения.
  4. Оправдание правилами в обществе. Часто звучит: "Так принято", "Все так делают", "Это уважение". Но по сути – это путь к подмене честности лояльностью, а компетентности – "удобством".

Неосознанная коррупция убивает равенство – получают не те, кто достоин, а те, кто умеет "отблагодарить", подрывает доверие – формирует убеждение, что без "жеста" ничего не добьешься, скрывает системные проблемы – вместо борьбы с несправедливостью люди подстраиваются.

В итоге, общество нуждается в переосмыслении границ между благодарностью и обязанностью, между нормами этики и манипуляцией. Пока взаимный обмен будет использоваться как средство давления или обхода правил – он останется не инструментом единения, а механизмом скрытой спекуляции.

Сертифицированный международный специалист в области аудита Айгерим Андасбаева