Могут ли иностранцам разрешить азартные игры, а казахстанцам - запретить, разъяснили в Конституционном суде

Конституционный суд дал дополнительное толкование некоторым статьям Конституции касательно прав граждан РК и иностранцев, сообщает prosud.kz.
Конституционный суд рассмотрел ходатайство министра юстиции о дополнительном истолковании положения нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 1 декабря 2003 года № 12 "Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан", в котором было дано официальное толкование конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина в привязке к гражданству.
Министр юстиции просил ответить на следующие вопросы:
- Означает ли это, что права иностранцев и лиц без гражданства по отношению к правам граждан РК могут быть лишь ограничены, но никак не могут быть больше по объему прав граждан РК?
- Возможно ли в правовой взаимосвязи пункта 4 статьи 12 и статьи 39 Конституции введение на уровне закона запрета на допуск граждан РК к участию в азартных играх на определенной территории страны, когда такой запрет не предусматривается для иностранцев и лиц без гражданства?
Правовая позиция, касающаяся правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан, основана на пункте 4 статьи 12 Конституции, согласно которому "иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами", – говорится в Нормативном постановлении.
Конституционный суд поясняет, что "иной, ограниченный, конституционно-правовой статус" означает, что иностранцы и лица без гражданства в период их пребывания на территории РК не могут пользоваться некоторыми правами и свободами ее граждан в силу требований Конституции, законов и международных договоров.
Лица, имеющие гражданство Казахстана, по сравнению с иностранцами и лицами без гражданства обладают большим объемом конституционных прав и свобод.
Согласно статье 39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Конституционный суд отмечает, что рассмотрение вопроса, указанного вторым в ходатайстве Министра юстиции, о соответствии Конституции возможного введения на уровне закона запрета на допуск граждан РК к участию в азартных играх на определенной территории страны, когда такой запрет не предусматривается для иностранцев и лиц без гражданства, в компетенцию Конституционного Суда не входит.
Конституционный суд постановил, что положение части второй пункта 2 постановляющей части нормативного постановления Конституционного Совета РК от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан» следует понимать в следующем истолковании:
иной, ограниченный, конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства предполагает нераспространение на них некоторых прав и свобод, прямо установленных Конституцией РК для граждан Казахстана. Такие ограничения могут устанавливаться законами с соблюдением положений статьи 39 Конституции РК.
Нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории РК, окончательным и обжалованию не подлежит.