Подходы к развитию профтехобразования изменили в Казахстане

Вчера, 16:18
Автор материала: Эльмира Караева
Техническое и профессиональное образование, швейный цех Фото: Министерство просвещения
Читайте нас в:

Правительство постановлением от 25 апреля 2025 года внесло поправки в Концепцию развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 - 2029 годы, сообщает prosud.kz.

В частности, в параграфе "Обеспечение качественного и безбарьерного доступа технического и профессионального образования" произошли изменения.

В частности, в документе говорится, что для обеспечения качественного и безбарьерного доступа к ТиПО продолжится работа по полному охвату желающих выпускников 9-х классов бесплатным обучением в организациях ТиПО по востребованным специальностям через увеличение объема государственного заказа на подготовку кадров с ТиПО до 150 тыс. мест к 2026 году. Также будет увеличена целевая подготовка кадров по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства (ежегодно более 10 тыс. абитуриентов), получением нескольких квалификаций в рамках одной образовательной программы. Помимо получения первой рабочей профессии будет рассмотрен вопрос необходимости бесплатного получения второй профессии, востребованной на рынке труда.

С целью повышения качества подготовки кадров будет проработан вопрос увеличения норматива подушевого финансирования ТиПО в два раза.

Добавлена новая норма следующего содержания:

Также будет реализовано расширение источников финансирования и внедрена дифференцированная модель подушевого финансирования, предусматривающая стимулирующие выплаты на основе ключевых показателей деятельности организаций ТиПО. Данные меры направлены на модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, повышение эффективности образовательного процесса, а также усиление мотивации педагогических работников и обучающихся.

Для поддержания сельских территорий, формирования кадрового потенциала в аулах и поддержки сельской молодежи будет налажена работа мобильных учебных центров ("обучение на колесах"). Работа центра предназначена для краткосрочной курсовой подготовки лиц, проживающих в сельских районах. Кроме того, эти центры будут обучать учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ в населенных пунктах, не имеющих колледжей.

Будет продолжена работа по расширению взаимодействия с WorldSkills International, WorldSkills Europe.

Министерством просвещения РК будет определена подведомственная организация, осуществляющая научно-методологическое развитие системы технического и профессионального послесреднего образования в качестве национального оператора движения WorldSkills Kazakhstan, которая представит национальную сборную на международных чемпионатах, ассоциациях, организациях WorldSkills.

В параграфе "Модернизация содержания и повышение качества технического и профессионального образования" говорится:

Образовательные программы ТиПО будут синхронизированы с программами высшего образования для признания академических кредитов и сокращения срока обучения. Образовательные программы прикладного бакалавриата высших колледжей будут согласованы с профильными организациями высшего и (или) послевузовского образования (ОВПО) для обеспечения перезачета академических кредитов и сокращения срока получения степени бакалавра в ОВПО. При этом уполномоченными государственными органами совместно с местными исполнительными органами будут приняты меры по развитию уровня послесреднего образования на основе международного опыта третичного образования с принятием соответствующих НПА.

Добавлена следующая норма:

С целью обеспечения эффективного взаимодействия организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, а также предприятий местными исполнительными органами будет продолжено развитие территориальных кластеров, в том числе образовательно-производственных.

Организации ТиПО на добровольной основе имеют право проходить процедуру оценки образовательных программ на соответствие международным профессиональным и (или) отраслевым требованиям (стандартам).

Также в Концепции меняется подход к непрерывному профессиональному развитию педагога.

Содержание программ курсов повышения квалификации педагогов будет включать оптимальное соотношение предметных, психолого-педагогических, социальных, цифровых и других компетенций, необходимых педагогу для реализации всех видов педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог". Механизм трансляции опыта АОО "НИШ" будет осуществляться через развитие потенциала опорных организаций среднего образования. Системное и структурированное профессиональное развитие педагогов расширит доступ опорных организаций образования к широкому запасу профессиональных знаний, что позволит реализовать каскадный метод обучения педагогов прикрепленных школ.

С 2025 по 2029 годы Министерством просвещения совместно с АОО "НИШ" методической поддержкой будет охвачено около 1800 школ страны. Особое внимание будет уделено малокомплектным школам в сельской местности, где доля прикрепленных к опорным организациям школ увеличится с 5 % до 45 % от общего числа малокомплектных школ страны. Данная работа в долгосрочной перспективе позволит сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.

Методическая работа в организациях образования тесно связана с профессиональным развитием педагога. В этой связи организациями, занимающимися повышением квалификации, продолжатся посткурсовая поддержка и методическое сопровождение организаций дошкольного и среднего образования. Посткурсовое сопровождение будет выстроено на основе "исследования урока", "исследования в действии", что позволит усилить профессиональное взаимодействие педагогов и фокус на росте академических достижений обучающихся разного уровня успеваемости. В результате методическая работа, направленная на качество образования воспитанников и обучающихся всех уровней, будет связана с качеством деятельности педагогов и обретет постоянный и непрерывный характер.

По опыту АОО "НИШ" будет продолжена работа по развитию профессионального сообщества молодых педагогов, что позволит поддерживать мотивацию начинающих педагогов к непрерывному профессиональному развитию и укреплять в них уверенность в правильном выборе профессии.

Постановление введено в действие с 25 апреля.