Планирование бюджета Казахстана: Минфин утвердил правила

Министр финансов приказом от 29 апреля 2025 года утвердил Правила планирования бюджета, сообщает prosud.kz.
Планированием бюджета является выполнение комплекса мероприятий по разработке, рассмотрению, утверждению, уточнению, корректировке, секвестру бюджета, основанных на соблюдении принципов бюджетной системы.
Планирование расходов республиканского бюджета осуществляется на основе параметров социально-экономического развития РК на соответствующий период, планов развития государственных органов, прогнозной консолидированной отчетности администраторов бюджетных программ, натуральных норм, минимальных социальных стандартов, с учетом обзора расходов, итогов государственного аудита и финансового контроля, мониторинга и оценки результатов.
Планирование расходов местных бюджетов осуществляется на основе параметров социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы на соответствующий период, планов развития областей, городов республиканского значения, столицы, прогнозной консолидированной отчетности администраторов бюджетных программ, натуральных норм, минимальных социальных стандартов, стандартов инженерно-коммуникационной, транспортной и иной инфраструктуры, системы региональных стандартов для населенных пунктов, с учетом обзора расходов, итогов государственного аудита и финансового контроля, мониторинга и оценки результатов.
Основными этапами планирования бюджета являются:
- определение лимитов расходов администраторов бюджетных программ и доведение их до администраторов бюджетных программ;
- разработка натуральных норм;
- составление и представление бюджетного запроса;
- разработка проектов республиканского и местного бюджетов;
- уточнение, секвестр и корректировка бюджета.
Лимиты расходов администратора бюджетных программ представляют собой предварительную предельную годовую сумму расходов администратора бюджетных программ.
При определении лимитов расходов администраторов бюджетных программ учитываются:
- одобренный прогноз социально-экономического развития на соответствующий период;
- планы развития государственных органов, планы развития областей, городов республиканского значения, столицы;
- утвержденный (уточненный) объем расходов администраторов бюджетных программ на текущий финансовый год;
- итоги исполнения бюджетных программ в предыдущем и текущем финансовых годах;
- итоги оценки реализации бюджетных инвестиций;
- заключения и рекомендации Высшей аудиторской палаты к отчету об исполнении республиканского бюджета (ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы к отчету об исполнении местного бюджета);
- принятые государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства;
- результаты обзора расходов.
Натуральные нормы разрабатываются и утверждаются центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
В зависимости от специфики натуральных норм центральные государственные органы указывают в них:
- наименование натуральной нормы;
- единицу измерения натуральной нормы;
- норму в количественном выражении;
- срок службы (носки);
- срок эксплуатации;
- срок хранения в запасе;
- область применения натуральных норм - в какой сфере деятельности применяются натуральные нормы, для чего они предназначены;
- область распространения натуральных норм - наименование государственных органов и/или их структурных подразделений, государственных учреждений, должностных лиц, для которых устанавливаются натуральные нормы;
- характеристики, конкретизирующие определение и применение натуральных норм;
- при необходимости уточнение терминов и определений, использованных в натуральных нормах, а также делаются ссылки на примечания.
Процесс разработки проекта республиканского бюджета включает в себя следующие этапы:
- разработка проекта прогноза социально-экономического развития РК и его одобрение правительством РК;
- определение лимитов расходов администраторов республиканских бюджетных программ;
- разработка проектов планов развития государственных органов или проектов изменений и дополнений в планы развития государственных органов, проектов паспортов бюджетных программ центральных государственных органов, проектов паспортов бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ, не разрабатывающих планы развития государственных органов, расчетов администраторов республиканских бюджетных программ и их рассмотрение Республиканской бюджетной комиссией;
- разработка проекта закона о республиканском бюджете.
Проект закона о республиканском бюджете рассматривается Администрацией президента РК и вносится правительством РК в Парламент не позднее 1 сентября текущего финансового года.
К государственным заданиям относятся заказы, соответствующие одному или нескольким из следующих критериев:
- отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
- использование, эксплуатация и содержание стратегических объектов, критически важных объектов, в том числе объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, в силу обеспечения общественных интересов и национальной безопасности;
- отсутствие конкуренции на соответствующем рынке товаров, работ и услуг;
- исключительность и уникальность товара, работы, услуги, объектов интеллектуальной собственности.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основании закона о республиканском бюджете и с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии формирует перечень государственных заданий на плановый период с указанием администраторов республиканских бюджетных программ и юридических лиц, ответственных за выполнение государственных заданий.
Перечень государственных заданий содержит:
- наименование государственной услуги, осуществляемых в форме выполнения государственного задания;
- краткое описание государственной услуги;
- наименование администратора республиканской бюджетной программы и юридического лица, ответственных за выполнение государственного задания;
- наименование республиканской бюджетной программы с указанием кода единой бюджетной классификации, в соответствии с Единой бюджетной классификацией;
- суммы бюджетных средств на плановый период, необходимых на выполнение государственного задания.
Описание государственной услуги излагается кратко и ясно и отражает суть государственной услуги.
Процесс разработки проектов местных бюджетов включает в себя:
- разработку проекта прогноза социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы и его одобрение местным исполнительным органом;
- определение лимитов расходов администраторов местных бюджетных программ;
- формирование проектов паспортов бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ с объемами планируемых бюджетных средств на плановый период, показателями конечного результата, расчетов и их рассмотрение бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения);
- разработку проекта решения маслихата о местном бюджете;
- прогнозную консолидированную финансовую отчетность по областному бюджету, бюджету города республиканского значения, столицы.
Бюджет народного участия реализуется в следующих населенных пунктах:
- города республиканского значения, столица;
- города областного значения;
- города районного значения, являющегося административным центром района и численностью населения более 10 000 человек.
При этом в городах республиканского значения, столице и в городах областного значения, у которых имеются районы, бюджеты народного участия реализуются только на уровне районов в городе.
В рамках бюджета народного участия выносятся на голосование и реализуются акиматом (аппаратом акима) следующие мероприятия:
- озеленение территории;
- обустройство тротуаров;
- строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков;
- создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны, улицы и иные объекты);
- ремонт бордюр, брусчатки, подпорных стен;
- ликвидация свалок;
- установка и ремонт беседки, скамьи, урны, оборудования и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения в местах общего пользования;
- установка, ремонт и освещение спортивных (тренажерных площадок, футбольных, баскетбольных, волейбольных полей), детских игровых площадок на дворовых территориях и в местах общего пользования;
- обеспечение санитарии.
Предельная стоимость реализации одного проектного предложения на момент подачи не превышает:
- для района в городе республиканского значения, столицы 75 000 МРП;
- для города областного значения и (или) для районов в городе областного значения 15 000 МРП;
- для города районного значения 1 500 МРП.
Приказ вводится в действие с 16 мая 2025 года, за исключением отдельных норм, которые вводятся с 1 января 2027 года и с 1 января 2028 года.