Верховный суд уточнил вопросы применения законодательства о судебной власти

Вчера, 12:50
Автор материала: Эльмира Караева
Верховный Суд РК Фото: пресс-служба Сената Парламента РК
Читайте нас в:

Верховный суд принял нормативное постановление от 29 мая 2025 года о внесении изменений и дополнений в свое нормативное постановление от 14 мая 1998 года "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан", сообщает prosud.kz.

В частности, в документе говорится, что в соответствии с частью второй статьи 16 АППК судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

Уклонение граждан, должностных лиц государственных органов и организаций от добровольного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, влечет предусмотренную законом ответственность.

Также Верховный суд разъяснил, что под предрешением результатов судебного разбирательства, применительно к нормам действующего законодательства, следует понимать распространение средствами массовой информации сообщений, прямо или косвенно направленных на формирование общественного мнения о правоте одной из сторон судебного процесса либо о законности и справедливости вынесения судом определенного решения.

Уточняется, что судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным статьей 39 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей.

Привлечь судью к дисциплинарной ответственности можно:

  • за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел и материалов;
  • за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике.

Наряду с данными основаниями, еще одним основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности председателя суда (председателя судебной коллегии) является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных Конституционным законом.

Этот перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Под грубым нарушением законности понимается очевидное и существенное нарушение закона, которое было допущено судьей вследствие его недобросовестности или небрежности.

Факт грубого нарушения законности устанавливается вышестоящей судебной инстанцией, отменившей или изменившей судебный акт по этому основанию, и указывается в представлении по вопросу привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности, подписанном коллегиальным составом судей, рассмотревшим дело.

Представление по вопросу привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности должно соответствовать следующим требованиям:

  • нарушения, послужившие основанием для отмены или изменения судебного акта, и нарушения законности, отраженные в представлении, должны быть идентичными;
  • в представлении должны быть мотивированы выводы о допущенном грубом нарушении законности;
  • представление подлежит вынесению в один день с судебным актом, которым отменен или изменен судебный акт;
  • представление вносится в Судебное жюри.

Освобождение судьи от должности во всех случаях должно проходить гласно, по установленной законом процедуре и только по предусмотренным законом основаниям.

Отмена или изменение судебного акта, связанные с оценкой доказательств, не является грубым нарушением законности.

С 1 июля 2025 года вводится следующая норма:

В соответствии со статьями 9, 14, 16-5, 20 и 21 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей ведение личного приема граждан отнесено к исключительным полномочиям председателей судов и председателей судебных коллегий, поэтому другие судьи не вправе вести прием граждан.

Нормативное постановление введено в действие с 9 июня, за исключением норм, которые вводятся с 1 июля 2025 года.